Найти в Дзене
Индустриальный турист

Исторический район Санкт-Петербурга: Автово

С этой статьи я начну серию рассказов о исторических районах Санкт-Петербурга. В своё время меня очень заинтересовала эта тема, и я взял в библиотеке пару книг на эту тему, одной из которых была книга "Исторические районы от А до Я" автора С. Е. Глезерова. Именно эта книга и будет не только вдохновителем, но и одним из источников информации для меня.

Первый район о котором я хочу рассказать - Автово.

Основной архитектурный стиль в этом районе - сталинский ампир. Если хотите проникнуться прекрасной советской архитектурной, то Автово - лучший вариант.

"Сталинки" в южной части Автово
"Сталинки" в южной части Автово

Расскажу немного об истории этого района. Ещё до строительства Санкт-Петербурга в этой местности находилось несколько небольших деревень, одна из которых носила финское название "Аутово", что в переводе с финского языка означает "безлюдный". Отсюда и пошло название этой исторической местности.

Но есть и очень забавная легенда по поводу происхождения названия. Согласно ей, во время очередного затопления Петербурга, император Александр 1 отправился навестить пострадавшие поселения и наткнулся на мужика, которому принялся задавать вопросы о пострадавших. А тот, в свою очередь, отвечал в странной манере "у афтово скот помер, у афтово дом смыло" и т.д. Император ничего не понял, и ему объяснили - мужик шепелявит, и афтово у него означает "у того". Царя это развеселило, и по этому поводу решил он назвать эту местность Автово.

Разумеется, эта история - вымысел. Но вымысел очень забавный. Но стоит заметить, что появилась она не с пустого места - в 1824 году эта местность и правда очень сильно пострадала от наводнения, и её почти полностью пришлось отстраивать.

Это фото сделано мной на северной границе Автово (железная дорога и является границей)
Это фото сделано мной на северной границе Автово (железная дорога и является границей)

Ещё в 18 веке в этих местах начали строиться дачи, а на месте современного проспекта Стачек проходила "Петергофская дорога"- именно по ней царская семья ездила из Петербурга в Петергоф. С 1801 года район зажил новой жизнью - здесь был построен "Путиловский завод", именуемый в наше время Кировским. С этого и началось превращение Автово в промышленную окраину города.

А вот и Кировский завод (фото сделано с того же место, откуда и прошлое)
А вот и Кировский завод (фото сделано с того же место, откуда и прошлое)

Как вы знаете, Автово фигурировало в довольно мрачном моменте истории нашей страны - отсюда началась забастовка под руководством священника Гапона, которая переросла в событие, именуемое "Кровавым воскресеньем".

С южной стороны Автово стоит КВ-85, в память об одной из линий обороны, находящейся на этом месте в годы Великой Отечественной войны
С южной стороны Автово стоит КВ-85, в память об одной из линий обороны, находящейся на этом месте в годы Великой Отечественной войны

Также Автово пострадало во время Великой Отечественной войны от постоянных артобстрелов и авианалетов. Однако напрямую война досюда так и не дошла - линия фронта находилась на пару километров южнее.

В наше время Автово - отличное место для прогулок - красивая архитектура, несколько скверов, а также одна из самых красивых станций Петербургского метрополитена, названная в честь этого исторического района - Автово.

Другие статьи из цикла "Исторические районы Петербурга":

Полюстрово