3.1. Общие представления
Точка. Изначальная I-И, пауза. Сумма действий
«Хорошо продуманные обозначения, отражающие свойства изучаемых объектов, помогают избежать ошибок или неправильной трактовки, переносят часть исследования на технический уровень, нередко “подсказывают” правильный путь к решению задачи. По словам Альфреда Уайтхеда, удачное обозначение освобождает мозг от ненужной работы, тем самым позволяя ему сосредоточиться на более важных задачах».
Википедия
Язык математики и АЗБУКА имеют единую знаковую основу. Знаками описаны символы, на основе символов созданы буквы, их правильное использование закреплено едиными правилами логики. На этом построена смысловая основа азбуки и не только!
Почему мы не едем на красный свет? Почему используем в другом смысле выражение «зелёный свет»? Почему именно белые полосы на пешеходном переходе? «Так принято и всё», — нет, не с этого выражения возникли все названные правила.
Известная аксиома утверждает, что «всё начинается с точки». Всё, так всё!
«Точка — абстрактный объект в пространстве, не имеющий никаких измеримых характеристик (нульмерный объект). Точка является одним из фундаментальных понятий в математике».
Википедия
Или по-другому словами: найди то — не знаю что. С неё начинаем и ею сегодня мы заканчиваем изложение своих мыслей на письме. От определённой точки мы описываем окружающее нас пространство, все в нём действия и не только.
При этом «ищи там, не знаю где» — это уже слишком. С этим легко определиться: достаточно поместить абстрактную точку в любом месте, ОБЪЯСНИТЬ, где она находится, и можно из определённого места описывать окружающее пространство и всё, что мы в нём видим. Удобнее всего начинать с себя!
«А какова ваша ТОЧКА зрения?»; «С какой стороны смотреть?»; «С какой колокольни?»; «С какой горки ждать Егорку?»
Нарисовали рядом ещё точку, соединённую с первой, — получили в пространстве определённый отрезок. Это следующая величина, которая больше точки и меньше условно всего остального. Что мы сможем с помощью этого объяснить своему собеседнику? На первый взгляд практически ничего, но это не так.
Нами принято, что мы пишем сверху вниз и слева направо. Или наоборот, но всегда по правилам. Мы берём в руки тетрадь и начинаем смотреть именно в левый верхний угол: мы те, кто пишет слева направо. Поэтому правилами чётко обозначено, где искать изначальную точку.
Так же мы подсознательно принимаем последовательность в наших действиях — пальцем указываем на себя, а потом на дверь. Всё понятно: «Я сейчас уйду». Пальцем указали на уровне глаз, снова на дверь: «Я смотрю на дверь». Но если сделать всё наоборот, вас сразу не поймут!
Мы объяснили с помощью условного отрезка и правил «сверху вниз», «слева направо», «сначала Я, а потом дверь», «горка — там Егорка» самые простые возможные действия в пространстве и во времени. Откуда и куда что-то исходит или действие между двумя точками. Это один из главных элементов формальной логики нашего языка.
Где или куда? Мы кивнули головой в эту же сторону, махнули рукой, показали глазами. Кому идти? Всем! — от себя машем в нужную сторону двумя руками.
Как дела? — мы собрали всё к единому и ведём снизу-вверх. Так сказать, движемся против течения. И немцу понятно, и русскому, и русскому французу.
Об этом же — когда «поддеваем» собеседника большим пальцем снизу. Повернули на противоположное и, покачивая, показываем вниз. Для нас это определённое дополнительное воздействие. Рука замерла, обозначили и указали в точку — сюда! Прищурились, накрыли или прижали рукой образную точку — стой!
Перейдём к одной точке взаимопонимания
Движемся далее.
Мы, по сути, объяснили принятый в алгебре вектор, где его направление указано не стрелкой, а правилами письма. Мы называем данный вектор-отрезок I-И-изначальной. Эти действия мы обозначаем не только на письме, передаём жестами и мимикой, но и проговариваем, когда извлекаем звуки.
I
Да-да, в извлечении человеком звуков заложена та же логическая основа! «И-и-и…» — продолжай. Т. е. говоря «И-и-и?», мы дали понять собеседнику, что определённые действия уже произведены и нужно продолжать.
«Я иду к вам!» — «Нет! Остановитесь!» — и выставили руку перед собой. Мы создаём перпендикулярно определённому действию препятствие.
Или: «Я не согласен категорически!»; «Я останавливаю все возможные действия»; «Я буду препятствовать всем вашим действиям»; «Нет, нет и ещё раз нет».
В средневековой греческой иконографии этот жест означал молитву (у монахов) или отрицание предложения изменить своей вере (у мучеников).
Мы, используя кисть, предплечье, сдвинув брови или поставив перед собой «упор» из двух рук, обозначаем масштаб нашего противодействия.
Что делать дальше? Нужно подумать… Наступила большая пауза.
Эта же логика используется в графике букв перпендикулярно расположенными элементами, т. е. на И-изначальной, в начале, посередине или в конце определённых действий мы можем обозначить, что есть определённая пауза. Особенно много подобных элементов в глаголице.
Задумаемся ещё немного…
Надо взять тайм-аут. Два символа вместе. Привычная нам по нотной грамоте музыкальная пауза и И-изначальная, т. е. действия от границы или после паузы.
Т
Слово «тайм-аут» не из русского языка? Хорошо, объясним, что нужно искать ЗА: «отрезали» перед собой рукой, обозначили определённое препятствие, что-то ТАМ — махнули, показали от себя рукой дальше. Те же действия, те же основы логики, что в русском языке, что в английском.
Задумались, что этот жест обозначает в общем смысле? Перерыв. А в более широком смысле? Отдохнём: —, выйдем на площадку: , продолжим: I. Все дальнейшие действия описаны на основе логики.
Сначала покрутили головой: нет, остановитесь. Далее покачали несколько раз поочерёдно то вправо, то влево и кивнули вниз — тот же подход. Произнесём полное название буквы Т — тВЁРДО. Пауза-препятствие, огибаем препятствие и остальную часть названия буквы мы произнесли, не встречая сопротивления: «логика видна во всём».
Доберёмся в ШеремеТьево, а поТом можно леТеть в ИркуТск, а отТуда на КамчаТку к алеуТам. Или дойти на судне от новороссийского порТа до Турции и через АнаТолию попасТь в Аланью. Где в слове ближе к началу сТоит буква Т, тем больше её значение и ближе к нам пауза-препятствие.
Ждём самолёТ: что в слове, что на взлётно-посадочной полосе используются те же элементы формальной логики.
Единые общие правила закреплены в наших жестах, в нашей мимике, в том, как мы извлекаем звуки, в графике нашего письма.
Чтобы далее «не махать руками», изображая I-изначальные, и не показывать окружающие нас препятствия «локтями», объясним САМЫЕ ПРОСТЫЕ логические элементы на буквах русского алфавита. Мы обращаем внимание, что сейчас наша задача — показать общий подход или объяснить самые простые понятия.
Два параллельных отрезка в математике — это равенство и это же символ равных действий.
Три — тождественное равенство.
≡ III
Т. е. два одинаковых элемента буквы дают понятие постоянного равенства определённых сил, а три — передают что-то различное, но объединённое в чём-то единым тождественным равенством, которое существует при определённых условиях.
Смотрим.
Буква Ш — ША. Три различных «источника» остановлены единым препятствием-паузой: «Ша, приплыли!»; «Ша, я сказал!» — лучший пример объяснить значение буквы.
Данной буквой обозначена граница, которая подвела итог прошлым действиям или разграничила два различных пространства, множества: крыШа и Шифер. Или обозначает разграничение определённых полномочий: Шапка. «По Фиме и Шапка!»
Ш
Буква Щ — ЩА. Логическое продолжение буквы Ш — ША, где общий результат — «всё различное к одному, к единому действию». Особенно хорошо это видно в старом варианте буквы ЩА. На основе образного восприятия это водохранилиЩе, собирающее все источники к одному исходу, и Щётка, которой мы собираем различный мусор в одну кучу.
Тот же смысл ОДНОЙ БУКВОЙ (!) заложен в словах: святилиЩе, приЩепка и ВеЩий Олег, креЩение Руси. Или отличный пример — слово «товариЩ». Мы уточняем, что именно нас объединило по общему признаку: товариЩ по службе, товариЩ по партии, товариЩ по походу или товариЩ по несчастью.
Щ
Буква Щ в букваре Кариона Истомина в виде уравновешенной посередине площадки.
Мы взяли для примера те буквы, которые сохранили в гражданских языках правильное логико-графическое начертание. Но мы обращали на это внимание раньше и обращаем сейчас, что часть современных букв в своей графике не соответствует единому логическому подходу.
Эти буквы в новом варианте красивее на письме, не выпадают из общего текста на печати, но и не соответствуют правилам азбуки. Например, казалось бы, «простая» буква Ц — ЦЭ, где смысловое значение буквы нельзя объяснить без знания наших традиций и культуры.
Вернёмся снова к I-изначальной. В церковнославянском языке используются три буквы И.
i — «отрезок с точкой» находится дальше от «источника-точки», чем буква, которая «изначальная», т. е. I без точки.
I i
Берём образно два параллельных отрезка. ллельных «луча»-Это другая буква кириллического алфавита: И — ИЖЕ.
Н
И, как видим, имела другую графику, но это не так важно. Два параллельных вертикальных источника-отрезка обозначают «равенство». Средняя часть буквы ИЖЕ — это суммарный результат нескольких «источников». Изменяя её положение, можно объяснить… направление и общее суммарное воздействие!
Заглавная буква И — Н — ИЖЕ на странице Остромирова евангелия (1056—1057 гг.)
«Это место, где был подписан мНр»; «Как прекрасен этот мiр, посмотри», — слова- омонимы по правилам гражданского языка и совершенно непохожие с точки зрения церковнославянского и азбуки: «Мiру мНр!»
Соберём две I в конце «пути» к «точке» — получим букву Ѵ — ИЖИЦА. Т. е. используя в словах различные варианты буквы И, мы передаём на письме словами смысловые детали. Возьмём как пример: iсходить (исходить), Ндёт (идёт), прѴшёл (пришёл). Мы объяснили разными буквами начальные действия, промежуточные и их окончание.
Ѵ
Ѵ напоминает «больше» или «меньше» в математике. Как нас учили запоминать правильное использование символа в младших классах? Коли меньшее! «Коли события» ижицей! А «хвостик» справа вверху обозначает возможное продолжение. «С ижицей быстрее дело движется!»; «Ижицей подводят определённые итоги».льше её значение!имикой, но
«Поставим в деле окончательную галочку» или сделаем так, «чтобы в данную точку (к данному месту, к данному вопросу) уже точно не возвращаться», т. е. подведём итог всех наших действий. Мы постоянно с этим сталкиваемся, говорим именно об этом, но понимаем и слышим ли мы себя?
Теперь «локтем крепко подопрём», чтобы «не качало» I-изначальную:
Или крепко-накрепко с двух сторон:
Как понимать «подпереть» слева или справа? Главные события на графике разграничены сверху вниз самой заметной жирной чертой. В наше время существует множество шрифтов, и, несмотря на это, в них сохранён этот важный принцип. Традиции!
Всё, что расположено слева «от главного» — это «предшествующие события», а то, что справа — «последующие». Общий смысл понятен на основе сравнения частей букв и математических символов. Разница только в том, что в буквах прописано, где точка изначальная в формировании элемента буквы.
Т. е. «слева больше, чем справа», «все события слева пришли к единому, к одной точке». И аналогично с другой стороны в противоположном значении, но не забываем о движении сверху вниз! Объяснили, что мы встречаем противодействие или контролируем определённые действия.
На кадре из известного индийского фильма перед нами актрисы, использующие целую палитру театральных жестов. А мы покажем их на языке математики. Как принято у нас слева направо.
определённое противодействие
начальное состояние
действия навстречу
противодействие и сильное положение
готовность принять чьи-то действия
Эти же элементы используются в национальных орнаментах многих народов. Например, хевсурская шапка (получила название от одноимённой области в Грузии). Легкопроходимый маршрут через Аргунское ущелье Кавказского хребта. Мы говорим: «Важная точка» или: «Здесь пересекались многие интересы».
Где ещё используются подобные символы? В дорожных знаках, где форма знака указывает, что мы въезжаем в узкое место или выезжаем на широкую проезжую часть:
Кран и не открыт, и не закрыт.
Обратим ещё внимание на наши ассоциации. Перед нами не только закрытый шлагбаум, нам не нужно вообще входить или въезжать сюда, это не наша сторона — нам нужно правее! Вспомните эти ощущения, когда будем разбирать логику в графике букв.
Крест между двух цифр — «плюс» объясняет, что цифры из одного источника. Мы складываем соседние цифры в математике, а цифры между «паузой» сравниваем между собой, т. е. отнимаем. Равносторонний крест — это так же «точка», которая является «источником» определённых событий.
С первым знаком разобрались? Совсем чуть-чуть!