Подростковая литература эта та вещь, которую нельзя недооценивать. Она индикатор современных общественных настроений, образа мысли, а также тех идей, которые кажутся нынешнему поколению наиболее привлекательными.
Вот в чём дело. Недавно я купил роман под названием «Мунсайд» с подзаголовком “Добро пожаловать в столицу ада”. Исходя из названия, краткого описания и общего дизайна я сразу понял, что эта работа является типичным представителем подростковой литературы. Поскольку в последнее время я читал, в основном, книги про экономику, политику и философию, мне нужна была небольшая разрядка в области художественной литературы.
С первых страниц, книга увлекла меня. Она довольно легко читалась, имела несколько интересных концепций, заложенных в основу, а также яркую направленность на подростковую аудиторию.
История повествует о городке Мунсайд, который является пристанищем всяческой нечисти, вроде демонов, вампиров, зомби и прочих мифологических тварей. Главная героиня Ивейн является наследницей древнего рода Лавстейнов, которые с самого своего появления служили неким связующим элементом для мирной жизни между людьми и нелюдьми.
К началу повествования, городок находится в упадочном состоянии. Поскольку все существа, населяющие его, живут за счёт энергетического союза между представителем фамилии Лавстейна и их личного демона-хранителя ( в данном случае, ифрита), долгое отсутствие главной героини в городе истощило силы местных кланов.
Ивейн возвращается в город и становится участником цепи событий, что приведут, в конечном счёте, к коренным изменениям.
Попробуем обозначить достоинства и недостатки этого произведения.
Начнём с плохого. Несмотря на наличие огромного количества магических существ, все они представлены в романе бессистемно. Взяты из разных мифологий и верований, по сути являясь выжимкой из представлений современной культуры о мифических персонажах. В дальнейшем, подобный сумбур находит объяснение, но всё равно расписаны обычаи кланов, их конфликты, особенности жизни довольно скупо и неинтересно. И не приложено никаких усилий, чтобы расписать взаимоотношения, которые должны были быть невероятно странными. Учитывая то, что тут сосуществуют вместе эльфы и демоны из христианской мифологии.
Кроме того, отдельным пунктом хочется выделить язык автора, а точнее авторов. Возможно, тут дело в том, что я читал эту книгу в переводе, но само повествование слишком скупое на детали. Не хватает живости описаний, не хватает ощущения того, что читатель переносится вместе с автором в магический мир. От этого страдает общая атмосфера произведения.
Персонажи. Главная героиня раздражает своей эмоциональностью, слабостью и неспособностью к каким-либо самостоятельным действиям. По-настоящему влиять на сюжет она начинает лишь к концу романа, да и то – является жертвой тех обстоятельств и интриг, которые происходили задолго до её рождения и вне её контроля.
Второстепенные персонажи тоже не блещут оригинальностью. Ифрит Кави – прислужник и серый кардинал над всем родом Лавстейнов – хоть и имеет разные черты личности – по сути есть лишь функция сюжета, которая заставляет главную героиню двигаться вперёд. Школьные друзья также не представляют чего-то выходящего за привычные рамки подобной литературы, пускай их образы со временем претерпевают изменения.
Сама школа. Это лишь один из элементов повествования и, слава Богу, не являющийся ключевым, но всё равно подобный избитый штамп является дурным тоном со стороны автора. Схожее мы уже видели в сотни других романов и произведений. Темы буллинга, отношений и успеваемости здесь раскрываются настолько банально, что на протяжении первой половины романа меня одолевала жуткая скука.
Нераскрытость. В книге есть огромный потенциал для выстраивания интересной вселенной. Существуют потрясающие сюжетные линии и персонажи, о чьих судьбах хотелось бы узнать куда больше, чем помещено в сам текст произведения. Часть арок просто обрываются на самом интересном месте, а оставшиеся весьма уныло сливаются в концовке.
Но я уже слишком много поносил роман и его элементы. Что же в нём есть хорошего?
Общий тон книги. С самого начала нас бросают в мир, который противостоит главной героини, в мир, который её ненавидит. Общая мрачность и депрессивность соблюдаются на протяжении всего повествования. Усиливаются к середине и в конце мутируют в состояние некой одержимости и эсхатологического безумия. Здесь нет ни нарочито счастливого конца, ни сопливо-скучного финала в стиле глуповатой драмы. Произведение оканчивается справедливо. Вот всё, что я могу сказать по поводу концовки.
Неказистая сказочность пропадает уже к середине. Сборная солянка бестиария Мунсайда объясняется тем, что это место является неким узлом, где живут все твари, в которых когда-либо верил человек. Именно людская вера является первоначальным ключом и источником их существования. Поэтому они и угасают. Поэтому они и вырождаются.
Далее по списку.
Интересные концепции и персонажи. Пускай часть из них и не раскрывается до конца, но оставшиеся имеют интересный финал. Более того, я могу сказать, что любопытен и сам подход автора. Обычно в подобных фэнтезийных произведениях монстры являются лишь людьми с особенностями. Пускай вампиры и являются вечно живущими кровососами, но они обладают людской психологией и восприятием мира.
В “Мунсайде” же демоны действительно демоны. Да и все остальные. Они оперируют полностью отличными от людских принципами и моралью. Лишь изредка они могут мимикрировать под нечто, напоминающее человека, но, де-факто, таковым не являющимся. И практически всегда это не приносит им никакой пользы. Единственный демон, который полностью принял людскую мораль и взгляды на мир кончил весьма плохо, к слову.
Ружья, которые висят на стене и должны выстрелить. Они действительно есть. Намеки, которые оставлены ещё в начале, имеют смысл. В конце концов, они развиваются именно до того финала, которого можно было ожидать.
Из незначительных недостатков следует выделить, что современная культура всё-таки оставила весьма ощутимый отпечаток на сюжете и языке. Не слишком уместные отсылки, политкорректность, которая порой заставляла скрипеть зубами. Откровенная неприязнь ко всему американскому и пропаганда антиконсервативных, леволиберальных ценностей.
С другой стороны, концовка дает весьма неоднозначный взгляд на победу нового мировоззрения. Ведь оно оказалось ещё хуже старого. Оно не имеет каких-либо преимуществ для человечества в целом, а является лишь обновленными симптомами старой болезни, которую никто вылечить не смог.
Чудовища не исчезли. Их просто заменили на более современные и уродливые версии.
Если обобщить впечатления, то “Мунсайд” оказался приятной неожиданностью для меня. Под маской типичного подросткового романа скрывается некоторое количество весьма интересных концепций и переосмыслений.
Если выводить какую-то примитивную балльную оценку, то я бы поставил книге крепкую шестерку. Семёрка, а тем паче восьмерка была бы уже откровенным перегибом. Это не что-то, что оставит глубокий отпечаток и не что-то, что может впечатлить. Недостатки, обозначенные мною выше, не позволяют книге стать по-настоящему качественным произведением, но это хороший уровень.
Спасибо за прочтение этой статьи. Обнимаю вас.
P.S. Оригинальная статья изначально была опубликована мной вконтакте (ссылка - https://vk.com/@onehundredtwentysevenstories-recenziya-na-knigu-munsaid)