Найти тему
Классическая ГИТАРА

Мануэль де Фалья и его любовь к гитаре

На видео в конце этой публикации звучит пьеса для гитары «Homenaje» («Pour le tombeau de Claude Debussy») выдающегося испанского композитора Мануэля де Фальи. Хотя он написал только одну пьесу непосредственно для этого инструмента, его музыку можно услышать на гитаре очень часто.

Британский писатель J.B. Trend (1887 - 1958) написал «Manuel de Falla and Spanish Music» — важную книгу, которая заглядывает в жизнь композитора и раскрывает его глубокое понимание гитары и любовь к ней. Будучи экспертом по испанской истории и культуре, он часто переписывался с Фальей и на протяжении многих лет мог проводить с ним время. Он сообщает:

Фалья всегда серьёзно относился к гитаре; и когда редактор музыкального обозрения попросил его прислать что-нибудь «памяти Клода Дебюсси», он написал «Homenaje» для гитары, и его впервые исполнили в комнате на одном из описанных мной собраний... Это необыкновенная работа, полная той страстной серьезности, которая столь характерна для музыки Фальи и всего по-настоящему испанского.

Для гитаристов Мануэль де Фалья (1876–1946) остаётся загадкой. Хотя он был окружен звуком гитары и дружил со многими гитаристами, как классическими, так и фламенко, он сочинил только одну короткую, но изысканную «Homenaje» для инструмента. Однако нет никаких сомнений в том, что гитара сыграла важную роль в его развитии как композитора. И не только фламенко и популярная испанская гитара оказали влияние на его музыку — это была также музыка виуэлистов XVI-го века и гитаристов барокко, которые оставили глубокое впечатление на композитора, во многом благодаря его учёбе у Felipe Pedrell.

Pedrell (1841 - 1922) был композитором, музыковедом, учителем и, возможно, самое важное — гитаристом. Его называют «краеугольным камнем арки, на которой зиждется современная испанская музыка». Он стал самой важной фигурой в испанской музыке в своё время не из-за своих композиций, а из-за огромного влияния, которое он оказал в пробуждении духа патриотизма у нескольких важных испанских композиторов, включая Исаака Альбениса и Энрике Гранадоса.

Начиная с 1901 года Фалья учился у Pedrell в течение трёх лет в Мадриде. За это время он осознал важность музыки Испании, от великой музыки эпох Ренессанса и барокко до изобилия народной музыки разных регионов. По словам историка музыки Гилберта Чейза, Фалья «появился эстетически укреплённым и с ярким осознанием творческих ценностей, присущих музыке Испании». Интерес Фалья к ранним предкам гитары несомненно вдохновил его друга J.B. Trend написать важную книгу «Luys Milan and the Vihuelistas», опубликованную в 1925 году, которая исследовала жизнь и музыку этого композитора эпохи Возрождения и его современников.

Как композитор, Фалья чувствовал, что гитара была идеальным инструментом для современной музыки его дня. Он заявлял:

Эпоха романтизма была именно из тех, в которых гитара была в наихудшем положении... Она была создана для воспроизведения музыки, которую играли на других инструментах, но на самом деле не подходила для музыки XIX-го века, и поэтому выпала. Теперь она возвращается снова, так как прекрасно адаптирована для современной музыки.

Фалья также утверждал, что настройка гитары квартами с терцией посередине делала её более подходящей для гармоний, используемых Дебюсси и другими композиторами его времени, и что инструменты, настроенные квинтами, такие как скрипка, «не особенно подходят для современной музыки».

Говоря о современных Фалье гармониях, Trend пишет:

Гитару в руках обычного игрока можно заставить делать удивительные вещи... Эффекты гармонии, воспроизводимые бессознательно гитаристами из Андалусии, являются одними из чудес неисследованного искусства. Кроме того, ритмы, производимые гитарой, всегда находились в глубине души композитора.

Хорошо известно, что Фалья глубоко любил и уважал фламенко. Он был обеспокоен тем, что традиционные песни фламенко и стиль пения, которые берут свое начало в музыке Индии и других восточных стран, исчезают, и что эта форма искусства стала слишком коммерциализированной. Trend пишет:

Правда, похоже, заключается в том, что, за исключением нескольких канторов (певцов) и одного-двух человек, которые слишком постарели, чтобы петь, то, что осталось от первозданной андалузской народной песни, является лишь тенью того, что было раньше.

Исчезли не только традиции пения фламенко, но и искусство настоящей гитары фламенко. В интервью 1977 года великий испанский гитарист Андрес Сеговия (1893 - 1987), который был близким другом Фальи, объяснял:

Гитарист фламенко сегодня отвлёк свое внимание от вчерашних идеалов, когда это благородное искусство ценилось за глубину эмоций, которая может быть вызвана определённой простотой подхода... То, что они делают, абсолютно не имеет ничего общего с фламенко. Они играют аккорды, которые совершенно чужды характеру фламенко. Кроме того, их театральная техника в таком плохом вкусе...

В 1922 году Фалья организовал «El Concurso de Cante Jondo», конкурс традиционного пения фламенко, проводимый в Гранаде недалеко от Альгамбры. Сеговия заявлял:

Это мероприятие было запланировано в сотрудничестве с личностями этого божественного города и молодыми художниками пера, кисти и музыки, в число которых входили я, Fernando de los Ríos, художник Ignacio Zuloaga и поэт Federico García Lorca. Мотивирующей идеей этого конкурса было предотвращение, насколько это возможно, отмирания благородной традиции канте хондо.

В конкурсе приняли участие исполнители и слушатели из Испании и зарубежья. Существовали строгие правила, которым должен был следовать каждый участник. Сеговия был одним из нескольких выдающихся судей. Великий певец фламенко Antonio Chacón также был судьёй. Кроме того, Сеговия и легендарный гитарист фламенко Ramón Montoya, дядя Carlos Montoya, помогли Фалье в различных гитарных аспектах конкурса. Историк музыки Suzanne Demarquez написала, что «после тщательного предварительного отбора жюри выбрало канторов и токаоров (гитаристов), имеющих право принять участие в финале».

Хотя много было написано о «поющей» части этого конкурса, важность роли гитары для этого события часто упускается из виду. В качестве прелюдии к конкурсу Сеговия дал четыре концерта в отеле Alhambra Palace в Гранаде. За этими концертами последовало благотворительное выступление Сеговии и поэта Лорки, чтобы помочь великому французскому композитору Морису Равелю (1875 - 1937) посетить конкурс в качестве гостя. Равель, чья мать была из баскского региона Испании, был хорошим другом Фальи. Сеговия и Лорка дали этот специальный концерт примерно за месяц до конкурса в отеле Alhambra Palace. Перед большой аудиторией Лорка читал свои стихи, а Сеговия давал редкое исполнение фламенко с солеа (один из жанров фламенко), используя свои собственные фальсеты, наряду с некоторыми сочиненными Paco de Lucena, одним из великих гитаристов фламенко конца 19-го века. В конце концов, Равелю пришлось отклонить приглашение, поэтому выручка от этого концерта была пожертвована, чтобы помочь покрыть часть расходов на конкурс.

Нельзя переоценить, насколько сильно гитара повлияла на многие композиции Фальи. Например, темы барокко-гитариста Gaspar Sanz (1640 - 1710) были использованы Фальей в «Master Peter’s Puppet Show» («El retablo de maese Pedro»), одноактной опере с участием марионеток, созданной в 1923 году. В своем «Sonnet to Córdoba» для голоса и фортепиано, влияние виуэлиста Luys Milan (ок. 1500 - 1561 гг.) можно услышать в партии фортепиано. Оркестр подражает расгеадо и пунтеадо гитары фламенко в «The Miller’s Dance» балета «The Three-Cornered Hat». Трели, легато и мощные звуки басовых струн гитары превращаются в утончённое и стилизованное фламенко для оркестра в знаменитом «Ritual Fire Dance» Фальи. (Фалья также блестяще аранжировал эту пьесу для фортепиано.) Можно сказать, что Фалья «играл» на гитаре через оркестр и фортепиано.

В 1933 году Фалья прекрасно подытожил свою любовь к гитаре в прологе, который написал для гитарного метода Эмилио Пухоля:

Это изумительный инструмент, столь же строгий, как и богатый звуком, и который теперь мощно и нежно овладевает душой. Он концентрирует в себе основные ценности многих благородных орудий прошлого и приобрёл эти ценности как великое наследство, не теряя тех природных качеств, которыми он обязан самим людям.

По материалам статьи (англ.).

Читайте также: