Найти тему
Karamzin.net

Президент РФ считает, что русские и украинцы- один народ. А что говорят по этому поводу исторические факты

Президент России, В.В.Путин, неоднократно делал заявления об идентичности русских и украинцев. Дескать, это две части одного и того же народа искусственно разделённые сначала плохими татаро-монголами, потом поляками с литовцами, а под конец ещё и австро-венграми. И, действительно, как приятно думать о том, что мы не просто братья, а настоящие близнецы. И базис под такую теорию вот уже который век подводят услужливые историки. Во времена Переяславской рады даже религию пришлось нам, русским, менять, чтобы походить на наших юго-западных соседей (напомню, что раскол был затеян в целях унификации религии великороссов с малороссиянами). А потом был активно распиарен термин «Киевская Русь».

Так постепенно и внедрялся тезис о нашей с украинцами идентичности.

Дело, конечно, хорошее. Но, ИМХО, какое-то бестолковое.

Который век мы напрашиваемся к ним в братья, а наши ухаживания брезгливо отвергают. Вначале гетманы Мазепа и Дорошенко, чуть позже плеяда замечательных малороссийских писателей, Шевченко, Короленко, Леся Украинка, Иван Франко, потом такие «герои», как Петлюра, Коновалец, Шухевич и Бандера. А в новейшие времена Президент Кучма недвусмысленно озаглавил свою книгу - Украина - Не Россия. Но нам все неймется: хотим, чтоб они нас за «своих» признавали.

Вот и мне зачастую читатели с обидой пишут о том, чтобы я «искусственно» не разделял один и тот же народ.

В этой связи предлагаю обратиться к истории. Что же нам скажут по этому поводу факты. А факты, надо признать, увы, не на стороне Владимира Владимировича.

Начнем с того, что в документах, дошедших до нас начиная с пятнадцатого века, в сознании великороссов южные соседи уж никак не признаются в качестве ближайших родственников. Различий куда больше чем, к примеру, между москвичом и новгородцем.

Взять хотя бы внешний облик великоросса и украинца. Разнится будет не только одежда (косоворотка против вышиванки), орнаменты, но даже и облик. Первый бородат, а второй лишь с усами. Первый выбрит «под горшок», а второй острижен оселедец.

В русских документах двух-трех-четырёхвековой давности звать соседей будут поочерёдно, то черкасами, то казаками (козаками), то хохлами, то малороссиянами. И ВСЕГДА подчеркивать своё от них отличие.

«Идите от Москвы на юг, и вы увидите, что, постепенно находя изменения, за Десной и Семью вы перешли к народу, совершенно отличному от нас, чистых руссов. Язык, одежда, облик лица, жилища, мнения, поверья – совершенно не наши!» – пишет в 1830 году издатель «Московского телеграфа» Николай Полевой.

Еще больше отличий можно обнаружить в фамилиях малороссов. Надо признать, что окончание «ко», то есть «сын» по-адыгски, из славянских племён присуще исключительно украинцам. Видимо, не зря русские авторы в своё время напрочно связали малороссов с жителями северного Кавказа, называя черкесами (черкасами) и одних, и других.

Понимаю, что приведённых доказательств некоторым особым приверженцам теории нашей идентичности покажется мало. И они вновь запоют песню про Киевскую Русь и князя Владимира.

Но по такой логике необходимо перестать различать англичан с американцами, австралийцами и новозеландцами. Или отказать в праве называться аргентинцем Марадоне и признать в нем испанца. А что? Говорит-то он на испанском (пусть и с южноамериканским акцентом) да ещё и католик. Но нет. Никогда ни один американец не согласиться называться англичанином, а бразилец португальцем. Да и зачем?

Вот и нам, думаю, давным-давно, пора отказаться от претензий на некую общность с нашими соседями , на основе общей истории времён Киевской Руси. Было, да прошло.

А вот русских (великороссов), живущих на территориях ныне составляющих Украину, поддерживать, конечно, необходимо. И князь Владимир здесь не причём.