Как-то раз в Фейсбуке я прочитала запись Сергея Лукьяненко (русского фантаста, написавшего Дозоры и много чего еще), в которой он задается вопросом, почему в России не было хуторского типа хозяйства.
Вот что он пишет:
"После визита за полярный круг возникла мысль - не судите строго, если глупость скажу. Во всех соседних краях - Финляндии, Прибалтике, у людей испокон веков выработался "хуторской" тип жизни.
Есть города, есть посёлки, но огромное количество людей по-прежнему живут на хуторах, обособленными хозяйствами. Лес, озёра - семейное поселение, возможно с несколькими наёмными рабочими. Многие, полагаю, видели как замечательно это выглядит в той же Финляндии.
Очевидно, для данных условий (Карелия, Кольский полуостров) это разумная модель хозяйствования. Почему же у нас не прижилась? В советское время - понятно. А сейчас? Трудно (невозможно) получить земельный надел в пустующих лесах? Или традиция такой жизни утрачена (да и не было её?)"
Вообще вопрос интересный и мне захотелось порассуждать на эту тему. Любопытно, почему соседние регионы с похожим климатом развивались по разным принципам. В самом деле в Карелии подавляющее число крестьян воспринимало общину (деревню или село) как особую ценность, данную свыше. И хуторами они даже не желали жить (вот тут я писала подробней, почему в Карелии, к примеру, хутора не прижились, хотя тот же Столыпин и пытался развивать хуторскую систему, и какие-то хутора даже появлялись).
Но на днях я узнала неожиданный факт. Оказывается, при СССР небольшие поселения в несколько изб (то что сейчас еще называют выселками) официально звались и считались хуторами.
Выселок — вид крестьянских поселений, населённый пункт, принадлежащий тому же владельцу, что и основное селение. Люди выселялись из основного села, отделялись и занимали пустынное место.
Вот тут эти хутора как раз упоминаются:
Возьмем, например, хутор Вельть из этого списка.
Как пишут в интернете, это выселок, который основан в 1930-х годах как промысловый участок колхоза «Тиманец» из села Индига для рыболовства и промысла морского зверя. По переписи 1939 года, в Вельте проживало 32 человека, из них — 18 мужского и 14 женского пола.
Сколько лет он просуществовал в реальности, не известно, но в 72 году его ликвидировали как фактически несуществующий.
Но это и не важно, сколько лет там жили. Суть в том, что все эти современные полуразрушенные избушки (или не полуразрушенные, но систематически посещаемые местными охотниками и рыбаками дома, стоящие где-то на побережье полярного моря или вообще в тундре) - во времена СССР считались ничем иным, как хуторами.
Кто бы мог подумать, что на всех этих фото не просто какая-то заполярная изба, а хутор (согласно понятиям людей, построивших и обживших эти домики). Не знаю, как для вас, но для меня этот факт стал определенным открытием.
Но тем не менее, и эти хутора, возникшие по воле Советов в 30-е годы, не просуществовали долго, так как поддерживать их, видимо, было невыгодно и СССР наоборот пошел в сторону укрупнения и объединения хуторов, поселков, деревень, что привело к ликвидации множества раннесоветских поселений еще в 60-70-е годы ХХ века.