Добрый день, дамы и господа! С вами всё ещё ваш покорный слуга! И сегодня я расскажу вам о самом сюрреалистическом опыте за время учёбы в институте - о том, как мы свергали преподавателя.
Первое наше "восстание" произошло в МИТРО (об этом институте здесь), когда некоторые из нашей сравнительно небольшой (чуть больше 10 человек) группе поняли, что с нас такого отношения госпожи Ильиной достаточно. Как ни странно, "за" поднятие бунта на корабле были только девушки, а парни спрятали головы в песок со словами: "Как-то это не по-пацански". А "по-пацански" ли создавать гнетущую обстановку на парах, где мы по идее должны учиться?
Изучив пару сайтов, где говорилось о том, что нужно делать в случаях, если студентов не устраивает преподаватель, мы сели за бумагу, как бурлаки на Волге. Некоторое время спустя наш список недовольств парами Ильиной был готов, и я как староста пошла в деканат с нашим листочком с подписями, некоторые из которых были сделаны через Paint и потом добавлены на документ.
Нужно ли говорить о том, что поход в стан "врага" прошёл крайне паршиво? Я не люблю конфликты и тогда с трудом могла отстоять свою точку зрения.
Проректор выслушала мои блеяния, посмотрела в листок и сказала, что подписи должны быть сделаны от руки, что мы позарились на "прекрасного преподавателя", потому что мы ленивые и ничего не хотим делать; что вообще у нас нет доказательств того, о чём мы пишем. Это было горькое поражение.
К счастью, среди моих одногруппников были люди с лучше поставленной речью, поэтому, расписавшись на новом листе от руки, они пошли в деканат вместо меня. Выслушав наши требования ещё раз и высказавшись по поводу них теми же словами, проректор поняла, что мы будем брать их измором, поэтому пообещала отправить на пару "подставного" студента, чтобы собрать доказательства.
На следующей паре я решила ретироваться с тонущего корабля, за что едва не получила позорное звание крысы, но здесь на кону стояло моё психическое здоровье. Одногруппники подулись на меня, но рассказали, что "подставная" студентка была, вроде ничего не сказала.
После этого госпожа Ильина уволилась, что потом повесили на нас - такие отвратительные студенты вынудили такого чудесного преподавателя уволиться! На самом деле МИТРО просто перестал платить сотрудникам зарплаты, поэтому госпожа Ильина убила одним выстрелом двух зайцев, вовремя ретировавшись с тонущего корабля и избавив нас от своего присутствия. Ну а нам досталась не самая лучшая репутация "плохих студентов, из-за которых сбегают преподаватели". Был слух о том, что другие факультеты поддержали почин и тоже начали писать на своих преподавателей, но им дали отворот-поворот.
Потом мы перешли в другой вуз, название которого пока упоминать не буду, иначе мне не дадут диплом.
Так вот... В прошлом году начальство нашего института было недовольно работой одного преподавателя по английскому - уж очень низкие были баллы на госэкзаменах у её студентов. А мы как раз учились у неё. И нам предложили поменять её. Конечно, многие поддержали эту идею - произношение английского, методы преподавания и учебники там были совсем не ахти. Мы вновь написали заявление, в котором выразили недовольство нашим преподавателем. Декан приняла его, всё было хорошо... Но нам не торопились менять преподавателя из-за недостатка кадров. Мы попросту начали бойкотировать пары, чтобы ускорить процесс. Другие преподаватели встали на защиту опальной англичанки, писали о ней отзывы в деканат, что она такая замечательная... Деканат уже начал с нами торговаться, что она согласна изменить нам программу обучения, лишь бы мы остановили бунт. Но раз уж мы покатились по рельсам, то локомотив поедет дальше.
Всё решилось благодаря "подставному" студенту, внимательному изучению правил о том, что учебники не могут быть старше 5 лет, и одной маленькой записи пары на диктофон. После этого новый преподаватель нашёлся очень быстро, хоть нас и не хотела отдавать опальная англичанка.
Итак, какие выводы мы можем сделать из этих историй?
1. Менять преподавателей можно и нужно. Не думайте, что если вам поставили англичанку с рязанским произношением, то это навсегда. Нет. Конечно, если английский нужен вам только на разговорном или документационном уровне, то можете ничего не делать, но если это ваша специальность, то нельзя так просто отмалчиваться.
2. Всё можно решить и мирным способом. Если вас устраивает ваш преподаватель, но он даёт вам знания и задания уровнем ниже, то вы можете подойти к нему и попросить чего-нибудь посложнее. Это не касается предметов, которые идут по заранее расписанной для них программе, но если это тот же иностранный язык, то это вполне применимо, и вы сможете взять учебник уровнем выше. Некоторые преподаватели этого и ждут.
3. Не ходите "на ковёр" в одиночку. Либо идите все, либо берите главных ораторов своей группы, чтобы они грамотно озвучили мысль, а не блеяли и покрывались испариной.
4. Грамотно составляйте список претензий. Не делайте этого в одиночку - советуйтесь со своей группой - может, у кого-то найдутся варианты, звучащие лаконичнее и чётче выражающие мысль.
5. Не полагайтесь на помощь других преподавателей. Многие примут нейтралитет, поскольку существует преподавательская этика, согласно которой они не могут встать на чью-то сторону в вашем споре. Плюс, мало кто хочет, чтобы за их спиной шушукались, что они ввязались в студенческие авантюры. Потом их могут и уволить за помощь вам. И это уже будет на вашей совести.
6. Всегда подкрепляйте пункты вашего заявления доказательствами. Если вы пишите, что учебный материал устарел (а я напоминаю, что по правилам учебники не могут быть старше 5 лет), то приложите фотографию учебника, где будет написан год его издания. Если это касается произношения, грубых шуток преподавателя и нарушений этики, то хотя бы запишите это на диктофон - немногие смогут незаметно снять происходящее на паре, а диктофон работает на фоне, поэтому вы сможете пользоваться телефоном во время пар.
7. Не поднимайте шумиху вокруг происходящего - вы рискуете получить от свергаемого преподавателя на прощание маленький вагон двоек, которые не очистит даже самая дорогая индульгенция.
8. Если у вас есть знакомые с других курсов, которые тоже недовольны работой этого преподавателя, то постарайтесь уговорить их подписать заявление вместе с вами или же написать своё.
9. Помните, что "задаёт слишком много домашнего задания" - это не повод для смены. А вот "обсуждение половой жизни вместо пар" - это весомый повод.
10. Бойкот пар - это самое последнее дело, которым вы можете заняться. Как показывает практика - лучше нарваться на серьёзный разговор, чем поступать так с человеком, который ради вас тратил своё время и ехал на пары, на которых никого не будет. Да, это революция, но имейте совесть!
11. Ходите в деканат один-два раза в неделю, чтобы узнать о происходящем. Не надоедайте начальству своим присутствием.
12. Смена преподавателей обычно возможна в самом начале и конце года. В середине трудно найти новые кадры, потому что все уже куда-то да пристроены. Поэтому приходите с заявлением в первую неделю сентября или после экзамена/зачёта того преподавателя, которого вы хотите заменить.
13. Если решить вопрос через декана не получается, то идите к ректору со всеми доказательствами. Чаще всего деканат пытается урегулировать вопрос мирно, сделав преподавателю выговор о его поведении на парах. Ректор может не знать о происходящем.
14. Если уж вы решили бороться, то идите до конца. Сдавшись, вы покажете, что не можете отстоять свою точку зрения и что вам безразлично качество вашего образования.
15. Не пытайтесь "пугать" начальство и преподавателей тем, что "напишете куда следует". Нарвётесь на агрессию или полное безразличие. А если у вас частный институт, то вы можете вызвать внеплановую проверку и остаться без диплома, потому что РосОбр никого не жалеет.