Найти в Дзене
Книга Войны

Брандеры: как выиграть битву одним кораблём

Многие из вас смотрели "Игру престолов" и хорошо помнят битву на Черноводной. Тогда Ланнистеры нагрузили корабль зелёным динамитом и пустили его дрейфовать к флоту Станниса, а потом подорвали этой ядерной смесью половину вражеских кораблей. Но не все знают, что эта тактика активно применялась в истории, и что существовал целый класс кораблей-камикадзе, предназначенных для этой цели. И назывались они брандеры.

Хиросима на минималках
Хиросима на минималках

Первое применение брандера было ещё в Древней Греции. Спартанцы наполнили корабль сухим деревом, подожгли, и пустили на афинский флот. Так как в то время люди не имели опыта использования брандеров, то и эффект был предсказуем: афиняне уклонились от горящего судна, а сам манёвр не произвёл никакого эффекта. Но начало было положено, и идея получила своё дальнейшее развитие. В Китае, например, в эпоху Троецарствия уже были штатные брандеры - специально сделанные для этой цели суда. Они были заполнены горшками с нефтью, и сам материал был также ею пропитан. На борту кораблей были установлены специальные шипы для сцепления с вражескими судами. Самое известное применение китайских брандеров - битва при Чиби, во время которой огромный флот Царства Вэй был успешно подожжён, а большинство солдат погибло именно в огне. Тушить флот было экономически невыгодно, поэтому остаткам войска пришлось отступить, и Вэй навсегда потеряли свои лидирующие позиции. Таким образом парочка брандеров кардинально изменила ход истории Поднебесной.

Самые первые брандеры
Самые первые брандеры

Но прогресс не стоял на месте: широкое применение пороха дало новую жизнь кораблям-камикадзе. Если в древности брандер выполнял исключительно поджигательную функцию, то в эпоху Возрождения они уже делали огромный бабах среди вражеского флота. Такая тактика приносила колоссальный ущерб: если взрывом не удалось потопить ни один корабль, то как минимум вражеский строй был нарушен, а матросы на ближайших кораблях в ужасе метались туда-сюда. Пик славы брандеров пришёлся на XVI-XVIII века, когда практически ни одно морское сражение без них не обходилось. Самое известное применение брандеров было во время Гравелинского сражения в 1588 году. Англичане отправили восемь полураздолбанных кораблей в сторону испанской Великой армады, предварительно нагрузив их всевозможными горючими штуками. Чтобы не столкнуться с горящими посудинами, испанцы принялись рубить якоря и спешно отплывать в разные стороны. В итоге многие корабли тупо поврезались друг в друга, а нарушенный строй было невозможно восстановить, что стало причиной сокрушительного поражения испанцев, которые после этого навсегда утратили титул крупнейшей морской державы.

Старый добрый бабах решит все проблемы
Старый добрый бабах решит все проблемы

В течение нескольких веков целый класс кораблей изначально строился с целью пустить его на самоубийственную атаку. Понятное дело, их делали из дешёвых материалов, чтобы было не жалко, и на скорую руку. От обычных кораблей они практически не отличались, за исключением особой конструкции трюма, позволявшей грамотно распихать заряды. Да, ещё у заводских брандеров на борте была дверца, через которую команда могла свалить, предварительно направив судно в сторону противника. Но вообще абсолютно любой корабль по ситуации можно было превратить в брандер. Чаще всего это были старые и ненужные корабли, либо получившие существенные повреждения в боях. На самую нижнюю палубу закладывали пороховые бочки, а чуть повыше располагались зажигательные материалы и импровизированная шрапнель: старые лодки и деревянные обломки. Таким образом, после мощного взрыва огромное количество деревянного лома разлеталось в значительном радиусе, поражая при этом живую силу противника. Поджигался заряд с помощью трубок с медленно горящим составом, что давало времени команде воспламенить шнур и успеть свалить на приличное расстояние. Никогда брандеры не поджигались горящей стрелой, как это часто показывается в фильмах. Как минимум, потому что не каждое судно было оснащено корабельным Леголасом. Да и в любом случае ненадёжно это: Леголас мог быть просто пьян или невезуч, а промах таким важным выстрелом стоил бы победы в сражении.

А) песок для утяжеления борта; Б) пороховой заряд ; В) старые лодки и деревянный лом; Г) зажигательные материалы; Д) трубка для выведения огня
А) песок для утяжеления борта; Б) пороховой заряд ; В) старые лодки и деревянный лом; Г) зажигательные материалы; Д) трубка для выведения огня

Но не всё было так просто. Надо понимать, что противник не будет пялиться на плывущий к ним корабль, а скорее всего расстреляет его или просто отплывёт куда подальше. Поэтому брандеры - не универсальное морское оружие, которое эффективно использовалось в ограниченном количестве ситуаций. В основном это были узкие места, где корабли скапливались в одном месте и не имели возможности увернуться. В таком случае оставалась только возможность расстрелять брандер из пушек, стремясь либо повредить штурвал или мачты, чтобы сбить судно с курса, либо, если повезёт, взорвать его на безопасном расстоянии. Был ещё один хитрый способ борьбы с брандерами: попытаться снести спасательную шлюпку, на которой должна эвакуироваться команда. В этом случае с большой вероятностью моряки разворачивались назад: взрываться вместе с кораблём не хотелось никому, а духом камикадзе европейцы не проникались.

Деревянные корабли горели, как спички, но вскоре начался век железного флота
Деревянные корабли горели, как спички, но вскоре начался век железного флота

В XIX веке брандеры оказались неактуальны: огонь не был страшен железным кораблям, к тому же эволюция в вооружении позволяла заблаговременно расстрелять любой приближающийся корабль. Но в это время термин "брандер" стал применяться к кораблям, которые специально затапливали для блокировки вражеского флота. Самым известным случаем применения новых брандеров была осада Порта-Артура, когда японцы затопили несколько торговых пароходов, пытаясь заблокировать вход в гавань для русских (ничего у них не вышло). Тем не менее, век брандеров фактически был окончен. Ах да, были ведь ещё японские катера-камикадзе, но это уже совсем другая история, которую я расскажу в отдельной статье.