...и необычном памятнике.
Этот бронзовый мальчик ростом 165 см стоит на пересечении улиц Петропавловской и Кирилловской (бывшей Фрунзе) в Киеве и читает приказ немецких оккупационных властей, расклеенный по городу на трёх языках:
Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и проч. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян.
Alle Juden der Stadt Kiew und Umgebung haben sich am Montag, dem 29. September 1941 bis 8 Uhr; Ecke Melnik- und Dokteriwski-Strasse (an den Friedhoefen) einzufinden. Ausweise, Geld und Wertsachen sind mitzubringen, ebenso warme Bekleidung, Waesche usw. Wer dieser Aufforderung nicht nachkommt und anderweitig angetroffen wird, wird erschossen. Wer in verlassene Wohnungen von Juden eindringt oder sich Gegenstaende daraus aneignet, wird erschossen.
Наказуеться всiм жидам мiста Киева i околиць зiбратися в понедiлок дня 29 вересня 1941 року до год. 8 ранку при вул. Мельника - Доктерiвськiй (коло кладовища). Всi повиннi забрати з собою документи, грошi, бiлизну та iнше. Хто не пiдпорядкуеться цьому розпорядженню буде розстрiляний. Хто займе жидiвське мешкання або розграбуе предмети з тих мешкань, буде розстрiляний.
По этому и последующим аналогичным приказам собрались около 150,000 евреев. Немецкие и украинские нацисты отвели их на северо-западную окраину Киева, в Бабий Яр, и убили.
Там же, кроме евреев, расстреливали цыган, киевских караимов и советских военнопленных. С 1941 по 1943 год жертвами нацистов стали до 200,000 человек.
Двести тысяч живых людей превратились в мёртвых даже не потому, что кто-то хотел завладеть их имуществом: они оказались неправильной национальности.
Скульптор Владимир Журавель увековечил в бронзе память погибших — и память Анатолия Кузнецова, автора документального романа "Бабий Яр". Статуя открыта 29 сентября 2009 года.
Перепост для всех, кому это не безразлично, кто думает не только телевизором, кто не хочет превратиться в зомби — и допустить, чтобы это когда-нибудь повторилось.
Спасибо.