Найти тему
SUPEROSETIN

Как хромой английский сирота познал смысл жизни и обрел счастье

Не могу знать всего, что предложил миру Сомерсет Моэм, но роман «Бремя страстей человеческих» люблю столь страстно, что регулярно перечитываю, конспектируя. Блистательное произведение, тягучее, громкое, обильно украшенное разнообразными деталями. Я жду с нетерпением своего сорокового дня рождения, чтобы снова подвергнуться испытаниям идей автора. С этой книги надо начинать познание себя, потому что на её страницах герой обнажил свой внутренний мир, изучая внешний.

Физические ощущения ничуть не важнее чувств и эмоций, но на последние тяжелее воздействовать сознательно. Сложно вести сократический диалог с самим собой, но и этому можно научиться. Человек не рождается самодостаточным, и для обретения знаний о себе необходимо обращаться к опыту других людей, воспитывать в себе открытость и наблюдательность. Мир удивительнее снов, и решивший его исследовать, отправится в путешествие без определённого плана и намерения куда-либо приехать.

Обнаружить полноценную палитру людских страстей вряд ли возможно без перемены привычной обстановки. Филип Кэри, главный герой романа, впечатляется Германией, Францией, Испанией, встречает новых людей, чтобы видеть их глазами, теряет и обретает, любит и ненавидит. Годы скитаний формируют у него вкус к жизни, азарт нового дня, исполненного желанием и смыслом. Красота, ранее недоступная, становится все более очевидной. Физическое увечье перестаёт терзать психику, отступают страхи. Различные воззрения, которых придерживались его товарищи, не были лишены недостатков, и Филип через согласие и критику все лучше понимает своё место в жизни.

Постер американского одноименного фильма 1934 года. В роли Филипа Кэри - Лесли Говард
Постер американского одноименного фильма 1934 года. В роли Филипа Кэри - Лесли Говард

Нет сомнений, что опыт персонажа, столь богатый на приключения, окажется полезным любому. Найдите время для прочтения его истории, и, кто знает, может некоторые вопросы самому себе обретут, наконец, ответ. Этот роман вне контекста культуры, эпохи, возраста или чего бы то ни было. Интересно, как остро его восприняла общественность сразу после первой публикации?

======

P.S. К середине книги Моэм подарил мне осознание, что все, когда-либо созданное человеком, есть плод его волевых усилий и противодействия извне. «Подумать только — сто сорок семь великих произведений покоятся в душе ста сорока семи великих мужей, но трагедия заключается в том, что ни одно из этих ста сорока семи великих произведений никогда не будет написано. И на свете от этого ничего не меняется». На страницах этой книги прячутся десятки афоризмов, достойных стать гимнами.

P.P.S. Обязательно поделитесь со мной в комментариях книгами, оказавшими на вас особенное влияние, и я с большим удовольствием примусь переживать ваш опыт как собственный.