Найти тему
Живопись

Художник Иван Алексеевич Гречишкин: жизнь яркими красками

Оглавление
Советскую живопись послевоенных лет отличает одухотворённый реализм художественных приёмов в осмыслении выбранных тем. Восстановление страны, радость мирного труда, счастливое детство, любовь и семейный очаг, – это то, о чём хотелось говорить всем талантливым людям страны, ибо поколение, пережившее войну, каждым атомом своей души понимало бесценность спасённого мира.
"Березка"
"Березка"

В 1950-60 годы массово стали появляться картины, воспевающие красоту русской природы, просторы ее полей и лесов, искренность и глубину настоящих человеческих чувств, #счастье быть молодым и иметь впереди светлое будущее.

"Гроза в степи"
"Гроза в степи"
"Домбайская поляна"
"Домбайская поляна"
"Тихая пристань"
"Тихая пристань"

Наряду с такими маститыми художниками, как А. Дейнека, А. Пластов, С. Герасимов, появилась целая поросль молодых живописцев, впитавших в себя лучшие традиции русской классической школы и с энтузиазмом взявших в руки кисти. Кто-то успел оставить заметный след в современном искусстве, и сегодня на слуху полотна С.А. Чуйкова, М.С. Сарьяна, Б.И. Пророкова, Е.Н. Широкова. Кто-то так и остался в тени истории, запомнившись, скорее, названием холста, чем личной биографией.

"Лунный вечер на Волге"
"Лунный вечер на Волге"

Узнать хоть что-то о художнике Иване Алексеевиче Гречишкине весьма проблематично. Судя по дате рождения (1920 год), судьба его была военная; а по тому факту, что с 1946 по 1951 год он обучался в Московской студии для инвалидов ВОВ, ещё и трагичная. Считается, что художник живёт в каждом своём холсте, и если это правда, то стоит внимательнее присмотреться к лирическому полотну «У реки», созданному Иваном Гречишкиным в 1954 году, вскоре после окончания студии.

"Утро на озере"
"Утро на озере"
"У Софийского ледника"
"У Софийского ледника"
"Тебердинское ущелье. Утро"
"Тебердинское ущелье. Утро"

Высокий берег реки, несущей свои спокойные воды мимо лесов и гор к далёким небесным океанам, становится местом разворачивающихся событий. В центральной части полотна чуть влево расположился главный герой, современник, сверстник, а, быть может, и художественный прообраз самого автора. Он присел на широкий вывороченный из земли ствол старого сухого дерева и замер, в задумчивости глядя перед собой. Часы на левой руке, чёрная кепка, лежащая рядом; светлая рубаха, широкие по моде брюки, – из этих деталей складывается шаблонный образ простого советского паренька, так любимый искусством того времени. И, если на этом поставить точку, то работу можно было бы справедливо упрекнуть в примитивном реализме.

"У реки", 1954
"У реки", 1954

Но в руке у молодого мужчины открытая, заложенная пальцем книга, а под чёрной кепкой прячется другая. И свободная непринуждённая поза «нога на ногу» совсем не типична для стандартных решений. Старое корявое дерево, словно напоминание о суровой борьбе и тяжёлых потерях, резко выбивается из лирической обстановки окружающей природы. На фоне сочной зелёной листвы оно кажется большим, неуклюжим и явно лишним. Сломленный ствол и молодой задумчивый паренёк, сидящий на нём, как символы вечного круговорота жизни, где новое приходит на смену умирающему, чтобы продолжить движение вперёд. Яркие брызги жизни лежат солнечными бликами на листьях, на лице героя, отражаются лукавой улыбкой на лице девушки, притаившейся за ветками кустарника. Ещё мгновение, и тяжёлые тени прошлого развеются, уступив дорогу светлому настоящему, полному любви и счастливых надежд.

"Хутор Стрижамент"
"Хутор Стрижамент"
"Северная ночь"
"Северная ночь"
"Сельский дворик"
"Сельский дворик"

Свободная уверенная манера художника, гармоничное построение композиции, способность в замершем мгновении запечатлеть увлекательную историю человека свидетельствуют о большом таланте И.А. Гречишкина. И как бы там ни было, но картина «У реки» является, несомненно, замечательным явлением в галерее русского искусства середины XX века.

🎯 Автор: Лёля Городная. Поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо! Сайт: nnart.site