Протяженность этого пути действительно чуть больше мили. Старт — у знаменитого Гаража Госплана на Авиамоторной улице, затем — пешком, рассматривая знаменитые образцы отечественного архитектурного авангарда начала 30-х годов. Ниже — краткие описания всех объектов с адресами, а в конце материала — карта маршрута.
1. Гараж Госплана
Последний проект великого архитектора Константина Мельникова. Гараж для автомобилей Госплана СССР, 1936 год. Посмотреть на эту гигантскую фару приезжают поклонники конструктивизма со всего мира.
2. Дангауэровка
Один из самых больших конструктивистких поселков Москвы, построен в 30-е годы. Это микрорайон, начинающийся от поворота с Шоссе Энтузиастов на ул. Авиамоторную (если ехать из центра). Квартал, построенный на месте Дангауэровской слободы, расположен по обеим сторонам Авиамоторной — и это здания авторства архитекторов Мотылева, Блохина, Шервинского, Молокова, Звездина и Фридмана. На фото ниже одно из самых выразительных строений Дангауэровки: дом «Парижская коммуна».
3. Дом культуры «Пролетарий»
Дангауэровская слобода получила свое название по фамилии предпринимателя А. К. Дангауэра, организовавшего на этих землях еще в 1869 году «Завод "Дангауэр и Кайзер"». Затем он превратился в завод «Компрессор», после революции — новое имя, «Котлоаппарат». Для рабочих этого предприятия и был возведен конструктивисткий поселок Дангауэровка, а еще — дом культуры «Пролетарий», который был построен в 1929 году по проекту архитектора Владимира Владимирова.
4. Гараж и склад СНАБГРЭССа
Два брутальных объекта, прячущихся у железнодорожных путей станции «Сортировочная». Построены в 1934 году по проекту архитектора В. Н. Никольского. Эта точка на маршруте — для самых отчаянных любителей конструктивизма. Не хотите делать крюк ради этих двух построек — после осмотра ДК «Пролетария» идите сразу к объекту, о котором в следующем пункте.
5. Здание МТУСИ
Если смотреть на него сверху — например, при помощи сервиса Яндекс Карты — можно заметить, что у строения очень необычная форма: что-то среднее между трезубцем и разорванной шестеренкой. Это Московский технический университет связи и информатики (изначально — Институт связи), построен он в начале 30-х годов по проекту архитектора К. Соломонова.
6. МЭИ, корпус «Е»
Это один из корпусов Московского энергетического института (ранее — Всесоюзного электротехнического), построен в 1932 году по проекту молодых отечественных архитекторов Кузнецова, Николаева, Фисенко, братьев Мовчан, Мейльмана и Карлсена. Прекрасно выглядит снаружи, внутри же — просто космические по красоте интерьеры, посмотреть на них можно по этой ссылке.
7. «Жилмассив ВЭИ»
И здесь же, буквально в двух минутах ходьбы по этой же улице, но на ее четной стороне — четыре жилых малоэтажных корпуса, построенных в конце 20-х для преподавателей и аспирантов ВЭИ. Дома неплохо сохранились — обязательно дойдите до них.
8. Студенческий городок на Энергетической улице
Иногда этот комплекс общежитий называют более изящно — «Архитектурный комплекс студенческого городка в Анненгофской роще». Роща здесь действительно была (еще до революции), но ее уничтожил страшный ураган (фотосвидетельство с последствиями смерча). Городок студентов (общежития МЭИ) построили в начале 30-х годов, архитекторы проекта — уже упоминавшийся в этом материале Блохин, а также Гладков и Зальцман. Место, как говорится, очень атмосферное: корпуса отличаются друг от друга, особенно выделяется на общем фоне краснокирпичное высокое (оно было надстроено в 50-х двумя этажами) здание бывшего общежития для иностранных студентов (сейчас это бизнес-центр). Знаменитая серия загорающих на крыше студентов, авторства знаменитого фотографа и живописца Родченко, снималась на одном из корпусов общежитий. Ниже в галерее — снимки городка, сделанные автором материала в разные годы. Просто сейчас там все разрыто и сфотографировать нормально комплекс трудно, имейте это ввиду, когда направитесь на эту последнюю точку на золотой миле московского конструктивизма.
P. S. Конечно же, это далеко не все конструктивисткие здания, находящиеся в этом районе. Самые большие любители этого стиля найдут силы добраться и до заброшенного Дома культуры завода «Серп и молот», это несколько трамвайных остановок от последней точки маршрута.
Все точки маршрута на карте по порядку, как в этом материале:
Спасибо, как говорится, за внимание, и подписывайтесь на телеграм-канал «Москва. Детали».