Найти тему
Несомненность

Инициальная психотерапия Дюркхайма

представим, что это два плана бытия
представим, что это два плана бытия

Почти все события своей жизни (даже рутинные дела) я воспринимаю как духовную практику. Психотерапия не исключение. Встреча с собой, пребывание в единстве с миром, просветление — это скромный список того, что я намереваюсь получить от любой практики. Я Очень Серьёзно Ко Всему Отношусь.

Так вот. Как же я удивилась, когда узнала, что на свете давно есть «профсоюз таких, как я» — Серьёзных Людей, которые увидели сходство между дзеном и психоанализом, ввели в психотерапевтическую практику религиозную терминологию, подружили феноменологию с психотерапией. Оказывается, искать просветления в психоанализе — это легально!

Рассказываю про главных действующих лиц этого канала. Карлфрид граф Дюркхайм (не путать с Эмилем Дюркгеймом) — немецкий философ, психотерапевт и мастер дзен. Восемь лет провёл в Японии. В 50-х годах основал психологический центр и школу инициальной психотерапии в Рютте. Этого в принципе достаточно, чтобы Дюркхайм занял место в моём сердце 🙂

Ключевые тезисы такие (если совсем упростить):

1. Человек имеет двойственное происхождение: «я», с которым он чаще всего себя отождествляет в обыденной жизни, и некая внутренняя суть, его «призвание», которое он должен творчески «выслушать» и реализовать в своей жизни.

2. Когда человек отделяет себя от первобытного единства мира (от Сути, от бытия) он находится в ссылке, изгнании, грустит и страдает.

3. Задача — открыть в себе присутствие внутреннего плана жизни, её «бытийного измерения», дать проявиться бытию через тебя, соприкоснуться с ним, стать для него прозрачным.

4. Психотехники, которые используются в центре Рютте, служат для порождения инициального (нового личностного) опыта — того самого опыта соприкосновения с бытием.

Я пробовала большинство из этих психотехник — расскажу о них отдельно.

Цитата из Дюркхайма: «С утра до вечера мир призывает нас наружу. Суть, продолжая, зовёт нас изнутри и вовнутрь. Мир требует от нас знания и умения; Суть – чтобы мы всё время забывали с достижением зрелости то, что узнали и смогли. Мир требует от нас, чтобы мы все время что-то делали. Суть требует того, чтобы мы лишь допускали то, чем сами являемся… Мир вынуждает нас думать о гарантиях. Суть приободряет нас в том, чтобы мы все время решались на что-то новое. Мир покоряется нам, когда мы его фиксируем и постигаем. Суть открывается нам, если мы ее не определяем и содержим непостижимое. В мире мы ищем застрахованное бытие и ограждённость от боли. Созревание из Сути проходит через опасность и боль, вырастает из страдания и приносит свои плоды только при умирании».