Найти тему
МОЯ ПЛАНЕТА

СКОРБНОЕ МЕСТО

*Вашему вниманию предлагаем две версии — для читателей и для зрителей

По пути во Вроцлав мы заехали в Освенцим, печально известный на весь мир городок километрах в 60 от Кракова. После раздела Польши в 1939 году он получил немецкое название Аушвиц, и именно здесь фашистами был организован крупнейший в Европе концентрационный лагерь, служивший машиной убийства миллионов людей. В 1947 году здесь был создан государственный музей, который ежегодно посещают сотни тысяч туристов со всего мира, а с 1979 года он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В России привычнее польское название Освенцим, в то время как в остальном мире чаще используется немецкий вариант.

-2
-3

Об Аушвице написаны тысячи книг, сняты сотни документальных фильмов, но этого все равно недостаточно, чтобы передать весь ужас атмосферы этого места. Здесь даже небо плачет, проливая слезы дождя, словно стараясь смыть грязь человеческой природы, достигшей такого совершенства в уничтожении себе подобных. Смерть, поставленная на конвейер, обличает все ложные идеи о счастье, дорога к которому оказывается устлана трупами тех, кому оказалось не по пути. Сколько таких идей было в истории? Но именно в двадцатом веке они расцвели пышным цветом, и в жертву безуспешным попыткам устроить рай на земле были принесены десятки миллионов жизней. Концентрационные лагеря не были изобретением немецких фашистов, до них эта идея приходилась по душе и тоталитарным, и вполне демократическим правителям в различных странах. Однако именно немецкая педантичность довела эту систему до абсолюта, поставив массовое убийство на отлаженный конвейер, который безжалостно перемолол миллионы жизней. По различным оценкам, за время существования комплекса лагерей Аушвиц, здесь было умерщвлено от 1,5 до 4 миллионов людей различных национальностей. Однако, точных данных нет, потому что основной массив документов был уничтожен еще во время войны.

-4
-5
-6

Экспозиция музея не может оставить равнодушным каждого, кто приходит сюда. Да и можно ли без содрогания видеть эти мрачные бараки, обнесенные забором из колючей проволоки, в каждом из которых содержалось по несколько сотен заключенных? Невозможно спокойно смотреть на фотографии изможденных и истощенных до крайней степени людей, которым пришлось испытать этот ад. Нам, сытым и довольным туристам, даже и представить нельзя, что такое сводящий с ума животный голод, парализующий волю, лишающий даже надежды на жизнь. Мы даже отдаленно не можем прочувствовать атмосферу, наполненную смертью, которая становится обыденной неизбежностью, когда лишний день — это не избавление, а продолжение мучений. Мы не можем даже и представить весь ужас газовых камер, о масштабах убийства, в которых свидетельствуют горы пустых банок, похожих на банки из-под краски – в них хранился «Циклон Б», химическое средство на основе цианида.

-7
-8

Массовое уничтожение страшно и бесчеловечно – эта мысль наглядно отражена в каждом фрагменте экспозиции. Глядя на горы обуви умерщвленных людей, на горы их личных вещей в голове крутится только один вопрос – зачем? Как могло так получиться? Ведь за сухими цифрами статистики стоят судьбы отдельно взятых людей, сотен тысяч уникальных, неповторимых личностей, которые пришли в этот мир с надеждой на солнце, на радость и счастье, а оказались в печи крематория. У каждого из них своя история, своя судьба, свои радости и огорчения, свои победы и поражения, своя любовь и своя боль. Но одинаковый финал, страшный и неизбежный, жестокий и бессмысленный в своей сущности, потому что даже логически нельзя объяснить необходимость такого уничтожения.

-9
-10

Освенцим – это не туристическое место в привычном для нас понимании. Сюда нельзя заскочить на часок в поисках новых эмоций и тут же полететь дальше. Это место скорби, это место памяти, это место размышлений о жизни. Здесь понимаешь, как мало миру нужно, чтобы свалиться в жесточайшую человеческую резню, и как на самом деле много стоит возможность просто жить без страха, что можешь оказаться в таком бараке. Здесь понимаешь, как много значит подвиг наших дедов и прадедов, вытащивших этот мир из мрака и ужаса, чтобы мы могли жить и радоваться жизни. Здесь понимаешь, как цинично и глупо звучит рефрен «можем повторить» - на нас лежит ответственность, чтобы такое никогда не повторялось. Здесь обязательно надо побывать, чтобы просто понять – нет плохих национальностей, нет плохих народов, а есть люди с другими традициями, другими верованиями, которые для них не менее важны, чем наши для нас. И наше общее дело – искать общие точки соприкосновения, стремиться к компромиссам, к мирному соседству, понимая, что жизнь каждого человека – бесценна.