Найти тему
Философские байки

Почему демократия — это не власть народа

Сейчас демократия, как многим кажется, идеальный государственный строй. Он нравится большинству больше, чем анархизм, и намного больше, чем монархия. Про аристократию и олигархию даже и говорить не приходится. Кажется, что только при демократии возможно принять во внимание мнение каждого и выбрать наилучшее решение...

Увы, но это не совсем так.

Демократия — это не власть народа

Конечно, сам слово "демократия" часто переводят как "власть народа" от "кратос" — власть и "демос" — народ. Только при таком переводе зачастую забывают, что "демос" в Древней Греции и народ сейчас — это очень разные понятия.

Sir Lawrence Alma-Tadema, English (born Netherlands) - A Reading from Homer
Sir Lawrence Alma-Tadema, English (born Netherlands) - A Reading from Homer

Демократия — это равноправие всех имущих мужчин, при котором не имеют значения их личные качества

Таким образом, при демократии в её изначальном значении женщины и неимущие к власти никакого отношения не имеют.

Но намного хуже вторая часть.

Должны ли быть равны человек без малейших представлений о том, откуда берутся деньги и доктор экономических наук, изучающий современное состояние экономики? Должны ли они приходить к решению о вложении средств с помощью голосования?

При демократии декларируется, что это так. Но поскольку решений принимать надо много, выбирается представитель народа, который и принимает основные решения. Представитель выбирается декларированным большинством на основе рекламной компании, направленных на людей, не сведущих в управлении государством, а в условиях множества людей открытость выборов всегда будет вызывать вопросы. В итоге:

1) Большинство выбирает того, кого приятнее слушать, а не того, кто говорит правду;

2) Честность и открытость выборов принципиально недостижима, поэтому не факт, что представителем народа станет тот, кого выбрало большинство.

В итоге вот как говорит Платон о демократии:

граждан, послушных властям, там смешивают с грязью, как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают

Вот и получается, что идеальный государственный строй не такой уж и идеальный.

Но разве есть выбор?

Про альтернативу по версии Платона — в следующей статье.