В прошлый раз я писала о том, насколько отличаются живописные оригиналы от репродукций, а сегодня хочу поговорить о гравюрах.
Казалось бы, гравюра должна прекрасно передаваться в репродукции - цвета никакого, то есть один черный...
Да, конечно! Но передается далеко не все.
Начисто пропадает магия оттиска: когда вы держите в руках лист с гравюрой, вы ощущаете кончиками пальцев шероховатость или гладкость бумаги, чувствуете ее запах - ни с чем не сравнимый для истинного любителя. Если оттиск резцовой гравюры один из первых, то вы можете увидеть и почувствовать, притронувшись пальцем, высоту штриха, его объемность.
Конечно, эти радости недоступны в экспозиции - гравюра под стеклом.
Да и современные средства воспризведения на высоком уровне, так что не всякий музейщик может иной раз с первого взгляда определить, что там в витрине - оригинал это гравюры или ее скан. Так что для экспозиции и копии достаточно, тем более, что гравюры нельзя экспонировать дольше трех месяцев. Но для любителя и коллекционера никакая репродукция не заменит оригинала.
Еще статья о гравюрах - "Тучные и тощие" Питера Брейгеля
Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!