Были проведены исследования по этому поводу Выготским и Штерном.
Исследования интересные и довольно объемные.. ( попробую объяснить очень просто и своими словами, но опираюсь на Выготского Л.С.
Единственный способ общения без обобщения — это индикативный (указательный) жест, предшествующий речи
Первичная функция употребляемого ребенком слова сводится к указанию (к вычленению данного предмета из всей воспринимаемой ребенком целостной ситуации)
Во взрослении ребенка смех, лепет, показывание, жесты выступают в роли средств социального контакта.
Именно поэтому педагоги заостряют внимание родителей, чтобы был указательный жест
Если ребенок им пользуется, значит он умеет вычленять и выделять необходимый для него предмет, а это предшествует речевому развитию. Многие детки уже с 8 месяцев показывают пальцем на предмет,когда желают его получить и именно в этот момент у детей появляется лепет
Как формировать?
Лично мое мнение,что стоит подбирать индивидуально..Но есть и общие принципы
- Учить в ситуации (наверно самый простой способ и дети, как правило, его осваивают самостоятельно). Если ребенку что-то необходимо, вы складываете его пальчики в указательный жест, подносите желаемый предмет к ребенку на расстоянии его вытянутой руки, так, чтобы указательный пальчик касался предмета и называете этот предмет. Повторяете эти действия каждый раз,когда заметили,что ребенок смотрит на что-то.
- Еще простой вариант-это планшет ( телефон). Все дети как завороженные смотрят в гаджеты и чтобы у них, получилось поиграть в любую простую игру, необходим только один палец . В этом случае складываете его ручку в указательный жест и какое-то время играете в игры принципом "рука в руке"
Здесь время формирование указательного жеста очень индивидуально, у меня есть детки,которым требовался почти год,чтобы он у них появился (но он появился). Единственное у ребят с глубокой умственной отсталостью, такого жеста сформировать лично мне и моим коллегам не удавалось.. Может у кого-нибудь есть результаты в таких случаях?
- Еще хороший вариант формировать жест на любимой еде ребенка (обычно на чем-то сладком). Перед ребенком на расстоянии вытянутой руки кладутся конфеты и печенье ( ну или что ребенок любит) на небольшом расстоянии друг от друга. И спрашиваете, -Что ты хочешь? Когда понимаете, что ребенок устойчиво смотрит или тянется к желаемому, то складываете его ручку в указательный жест и показываете на желаемое лакомство. И сразу ему его даете.
- Еще один способ-это указывание на картинки. Перед ребенком выкладываете ряд изображений и спрашиваете - Где кот? И рукой ребенка со сложенным жестом показываете на изображение
Наверно это самые простые и быстрые способы формирования указательного жеста у малыша. Вариантов обучения масса, но повторюсь,что нужно подбирать индивидуально. Все детки разные и интересы у них тоже разные
Рекомендую к прочтению Ребенку важно когда его поддерживают