Обычно междоусобицы играют негативную роль в истории государств. Но иногда бывают исключения.
В Казахской орде первые ханы Керей и Жанибек ладили друг с другом. Последующие Бурундук и Касым не очень ладили, но пленение Бурундука Шайбанидами открыло дорогу к единоличной власти Касым-хану.
Касым-хан смог использовать энергию и стремление кочевников восточного Дешт-и-Кипчака к созданию единого союза племен и расширению территорий.
Именно в это время казак-узбеки вышли на все те границы, в пределах которых сейчас и располагается Казахстан.
Благодаря личным качествам и неоспоримому праву на верховную власть Касым-хана практически не было каких-либо попыток ограничить его власть.
В то же время при всей легитимности его власть была ограничена большим количеством других чингизидов во главе всех крупных племен. Все они также мечтали о верховной власти и готовили к этому подчиненные им племена.
К тому времени соседние Шейбаниды в Узбекистане, могульских ханы в Синьцзяне и ногайские мурзы также осознали опасность появления на некогда пустынных землях Великой Степи нового государства. И создали совместный союз против казак-узбеков
Когда умер Касым-хан, то через год был убит его сын Момыш. Затем пошла череда междоусобиц и убийств. Ни один казахский хан не умер в это время своей смертью. Или на охоте случайно подстрелят или попадет под табун диких лошадей, или умелые могульские воины зарубят.
Особенно большие потери казахи понесли 24 июля 1537 года, когда могулы и узбеки Шайбанидов наголову разгромили объединенное казахско-кыргызское войско хана Тогыма около Иссык-куля. Тогда погибли хан и 37 султанов-чингизидов всех казахских племен.
После этой битвы большая часть казахов откочевала в Узбекистан или к ногайцам. Вместо 300 тысяч всадников как раньше у казахских султанов остались жалкие 20-30 тысяч. Казахи ушли в глубины Семиречья, спасаясь от полного уничтожения.
Казалось бы конец казак-узбекам! Они исчезли бы как множество других степных племен, так и не ставших государственными образованиями.
Но ведь не зря к казахам благоволили степные мудрецы как Асан-кайгы. Что-то они видели в нашем народе.
Несмотря на потери в численности казаков был один положительный момент. В боях и междоусобной резне погибли практически все чингизиды. Как ханских кровей, так и племенная аристократия. На их место выдвинулись степные батыры из черной кости, которые с тех пор стали управлять казахскими племенами. Вместо чингизидов главными советниками стали бии - то есть люди, хорошо разбиравшиеся в адате (административном праве) и законах, оставшихся от Касым-хана.
Произошла сословная революция, которая позволила выдвинуться вперед людям знающим и достойным.
На место хана в 1538 году позвали сына Касым-хана Хакназара, который скрывался во время междоусобной резни у ногайских мурз. Этот выбор стал удачным. Да он и не мог быть неудачным, так как его выбрали люди опытные и знающие.
С этих пор Казахская Орда превратилась в единое централизованное государство - Казахское ханство. Была единая династия, административный аппарат биев, и ополчение возглавляемое батырами.
В этом виде государство будет существовать до своего упадка в конце 18 века.