Артистка Театра балета Бориса Эйфмана Полина Павленко рассказывает о гастролях в Китае, о повседневном и закулисном.
Здравствуйте, меня зовут Павленко Полина (творческий псевдоним —
Павла), и сегодня я хочу представить вам фоторепортаж моего дня из гастрольной жизни в Китае.
Сейчас мы находимся в Гуанчжоу.
Гуанчжоу — огромный портовый город к северо-западу от Гонконга, лежащий на Жемчужной реке. Город славится своими авангардными зданиями, среди которых Оперный театр Гуанчжоу, напоминающий окатанный морем морской камень. Именно в этом театре сегодня мы даём спектакль «По ту сторону греха».
Мой день начался в 9.40 утра.
«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении», — Марсель Ашар.
Я очень люблю просыпаться на гастролях, когда видишь за окном иную жизнь, иную культуру. С улицы веет духом новых ярких впечатлений, что придаёт сил и заряжает на позитив.
На гастролях есть возможность позавтракать не торопясь, расслабиться и подумать о важном .
Перед выездом в театр я зашла в местную кофейню, место очень душевное и креативное. Кофе беру в свой термос, дабы посильно способствовать борьбе против пластика.
Спектакль «По ту сторону греха» поставлен по роману «Братья Карамазовы» Фёдора Михайловича Достоевского. Спектакль этот очень энергоёмкий. Он требует от артиста максимальной отдачи как физической, так и эмоциональной.
В спектакле я танцую пятёрку цыганок, Мать Алексея и Ивана Карамазовых и весь кордебалет второго акта. Образы различны, что для меня, выросшей в семье драматических актёров, очень интересно.
Мы, артисты, невероятно счастливые люди, ведь у нас есть возможность побывать в «чужой шкуре», возможность мыслить, исходя из логики исполняемого героя. Для этого необходимо сначала конкретно представить и решить для себя образ, найти логику персонажа и направление его мысли, чтобы чётко понимать, зачем и почему он делает именно так, а не иначе, что он хочет этим сказать, каков его лейтмотив в течение всего спектакля в целом, в течение отдельных сцен. Каковы его задача и сверхзадача...
Как я настраиваюсь перед выходом на сцену?
К каждому спектаклю свой подход. Выход цыганок один из первых в балете «По ту сторону греха», поэтому, чтобы поймать цыганское настроение, я обычно слушаю музыку Эмира Кустурицы, энергия в ней бьёт через край, она направляет меня в правильное русло.
Очень важны для меня грим и причёска, которые помогают погрузиться в образ вольной и загадочной цыганки.
Образ Матери — воспоминание Ивана и Алексея о детстве — очень значимый в спектакле. Благодаря ему зритель понимает основную трагедию героев — потерю матери в детстве. Именно благодаря матери Алексей выбрал путь священника, ведь в его памяти, по словам Достоевского, «навсегда запечатлелся чистый и светлый образ матери, плачущей, молящейся о нём, прижимающий его к своей груди и подносящей к иконе Божьей Матери».
«Прекрасные, светлые воспоминания, сохранившиеся с детства, — может быть, лучшие воспоминания и есть, если много воспоминаний таких набрать с собой в жизнь, то и спасён человек», — утверждает писатель.
Мать, как ангел, появляется на декорации, затем спускается, «летит» навстречу своим сыновьям и берёт их под крыло. Это ощущение достигается за счёт летящего бега. Зрителю кажется, что это легко, но порой такой бег достигается годами работы.
Костюм — белое длинное платье с двухслойными рукавами. Один слой облегающий, а второй — широкий. На голове шапочка с длинным белым шлейфом, напоминающим покров Богородицы.
Актёрская задача — показать образ чистой, светлой, трепетной, нежной, любящей матери, оберегающей своих детей. Показать связь Матери с Алексеем, чтобы зритель понял выбор им своего монашеского пути.
Бывают во время спектаклей экстренные ситуации, когда кто-то ломается и на сцену выходит «запасной» артист.
Такая ситуация случилась вчера со мной на номере «Пасха». Спасибо педагогу Антону Лабунскасу, который за две минуты рассказал мне, какие комбинации делать и где находиться. Также спасибо за помощь моему партнёру — молодому артисту Ване Чехлову.
Второй акт — тюрьма, куда попадает несправедливо обвинённый Дмитрий Карамазов, кордебалет здесь — заключённые.
Алексей не в силах видеть человеческие страдания и, ведомый любовью к людям, выпускает узников «мёртвого дома» на свободу.
Опьянённая ощущением вседозволенности, толпа яростно сокрушает всё на своем пути. Это сцена — «Бесы» — финал балета. Она очень длинная и мощная.
В «Бесах» у артистов открывается второе, а потом и третье дыхание. Бывают спектакли, когда порой теряешься в образе и начинаешь бояться самого себя.
Хочется немного рассказать о тех, кто находится за сценой во время спектакля, о тех кого не видит зритель, но без кого спектакль невозможен .
Это гримёр Аня Бернард, костюмер Катя Зимина, звукорежиссёр Лида Михайлова, а также помощник режиссёра Сергей Барабанов и работники постановочной части (На фото Михаил Иванков и Дмитрий Гуль). Не смогу написать все имена, но эта команда — люди высокопрофессиональные! Спасибо вам за то, что вы порой делаете невозможное возможным!
Ну что ж, день прошёл не зря, когда ты чему-то научился. Пока у нас гастроли, пока мы выходим на сцену каждый день, есть возможность постоянно учиться и повышать свой профессиональный уровень. Ведь всё равно, в основном учишься именно на сцене! Спасибо театру за такую возможность, спасибо Борису Яковлевичу за гениальную хореографию! Спасибо труппе, спасибо тем, кто «за сценой», и, конечно, спасибо вам, наши дорогие зрители!