Газета "Известия" накануне со ссылкой на Ассоциацию ритейлеров АКОРТ и Московскую торгово-промышленную палату сообщила о том, что уже с ноября потребители столкнуться с ростом цен на молочную продукцию.
По версии этих экспертов, вызвано это введением системы электронной ветсертификации "Меркурий" и последующим дополнением еще одной системы прослеживаемости - маркировки "Честный знак".
Первая система контролирует продукт от сырья при помощи ветеринарных сертификатов, оформленных в ГИС "Меркурий" Россельхознадзора. Вторая отвечает за маркировку готовой продукции и представляет собой QR-code на упаковке.
С ЭВС уже все смерились, несмотря на то, что малым и крупным предприятиям пришлось дополнительно нанимать/обучать персонал для работы в "Меркурии",а также столкнуться с несовершенством нормативки в новой области. Но вот маркировка вызвала еще более яростное сопротивление. Во многом благодаря тому, что вводятся системы практически и во втором случае ввод практически не аргументирован.
Союзмолоко, объединяющее производителей и переработчиков молока, считает, что одновременное действие двух систем избыточно. На маркировку потребуется в общей сложности около 25 млрд рублей единовременно и еще 20 млрд ежегодно. При этом общая выручка отрасли за 2018 год составила 35 млрд рублей.
В системе маркировки кроме платы за модуль шифрования и генерацию уникального кода (0,5 рубля без НДС с каждой единицы продукции частной организации), требуется закупка импортного оборудования (для нанесения QR-кода, его считывания кода на каждую линию и так далее).
Пилотный проект по маркировке еще не завершен, но уже вызывает много вопросов. А проблема интеграции "Меркурия" и маркировки так и не решена.
"Молочные предприятия вынуждены будут минимум на 2-3% увеличивать отпускные цены, что очень сложно в условиях стагнации покупательской способности населения", - считает глава "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков.
"Даже одного слуха о введении маркировки достаточно, чтобы поднять стоимость молочной продукции, я уж не говорю о последствиях введения самой маркировки. Конечно, себестоимость возрастет, что повлияет на доходность переработчиков, что в свою очередь отразится на ценниках, - отметил калужский фермер Александр Саяпин. - Такая политика больше похожа на усвоение бюджета. Кому это на самом деле нужно - производителям или чиновникам - непонятно".
"Минсельхоз настаивает, что участник производства и оборота должен работать только с одной системой, а в дальнейшем все функции второй системы должны осуществляться через их интеграцию, то есть прозрачность для субъекта. Сейчас ясности пока нет, обсуждения идут", - отметил замруководителя Россельхознадзора Николай Власов.
«Если исходить из действующих цен, то введение маркировки на стоимости продукции скажется обязательно, причем на стоимости дешевой продукции, где упаковочная единица стоит недорого – как у йогурта, допустим, - прокомментировал Николай Власов. - Как известно, сам QR-код стоит 50 копеек, к которым придется добавить и процедуру нанесения, покупку принтеров, ридеров, операционные расходы и пр. Единственное, что может обезопасить от этого – введение правительственных "капексов" на покрытие издержек. Поэтому повышение стоимости будет зависеть от того, какое решение примет правительство – если решат ничего не делать, цены вырастут».
«Мы не ожидаем никаких сбоев в рознице и не считаем, что внедрение цифровой маркировки готовой молочной продукции может стать причиной роста цен на товары», — сказал официальный представитель Минпромторга.
Он напомнил, что розничная торговля «уже интегрирована в маркировку», поскольку продаются товары, для которых маркировка стала обязательной ранее, например, сигареты.
Кстати маркировке с будущего года станут подлежать многие другие товары, к примеру постельное белье. По оценкам участников рынков, основные сложности ложатся на плечи малого бизнеса. Но затраты в итоге перейдут на итогового потребителя.
Вы поддерживаете маркировку или считаете ее излишней?
Если вам понравился материал, поставьте нам ❤ и поделитесь статьей . Так полезной информации будет больше. Подписывайтесь на наш канал. Больше новостей и аналитики молочного рынка на www.dairynews.ru