50 оттенков серого: современная сказка о Золушке или порно для мамочек?
Именно такие стереотипы преследуют и литературное произведение и его экранизации. Это, конечно, дело вкуса, но я постараюсь всё же оспорить эти, примитивные на мой взгляд, а зачастую просто шовинистские и ханжеские, оценки данного романа.
Давайте попробуем разобраться вместе, что же из себя представляет самый обсуждаждаемый бесцеллер современности - неправдоподобная история любви, больше похожая на сказки Золушка и Красавица и чудовище, где главные герои красивые люди с молодыми телами, он - типичный принц с загадочным, тёмным прошлым, она - бедная, но гордая, невинная девушка, в которую принц, по закону жанра, влюбляется без памяти. Или "порно для мамочек", как охаректеризовали этот роман зарубежные цензоры и критики. А может это психологическая драма, личностная трагедия, вызывающая жалость и требующая сочувствия, а не порицания? Что же хотела сказать нам сама автор Э. Л. Джеймс? Как она сама призналась в одном из интервью, ей с мужем пришлось испытать на себе все эротические сцены и БДСМ-приемы, чтобы достоверно описать их в книге. Хотела бы я посмотреть на это! Хотя нет, конечно нет! Ни в коем случае!
Итак, главный герой, Кристиан Грей.
Очень неоднозначный персонаж, который вполне может существовать в реальном, а не вымышленном мире, и наверняка вы захотите поспорить со мной на этот счёт. Ваше право. Объясню свою точку зрения. У ребёнка до 4-х лет формируется чувство безопасности, которое обеспечивает ему его мама и которое остаётся с ним на всю последующую жизнь. Человек, лишенный этой защиты, материнского тепла, а даже наоборот, считающий, что родная мать не любила его, бросила, да ещё и позволяла истязать его, такой человек не может вырасти полноценным, психически здоровым. И, несмотря на то, что этого израненного морально и физически малыша усыновляют замечательные люди, они оказываются бессильны перед его ночными кошмарами.
Он растёт сложным, нелюдимым ребёнком, постоянно ввязывающимся в драки. И вот, когда он был ещё подростком, его совращает и делает своим сабмиссивом подруга матери, Елена.
Она первый человек, кого мальчик подпускает так близко к себе. Будучи сабмиссивом шесть лет и познав эту культуру изнутри, Кристиан научился со взрослой женщиной становиться единым целым через самопожертвование. Разрушая себя, вернее свою телесную ценность, маленький мальчик внутри мужчины перестаёт бояться боли, возвышаясь таким образом над обычными людьми. Он взращивает в себе нарциссизм, расширяет почти до бесконечности свои возможности и с этой уверенностью в себе на сексуальной почве, где он полностью лишен контроля, как в детстве, и находится в безопасности, опять же, как должно было быть в детстве, он смог приспособиться к жизни в социуме, построить карьеру, дойти до вершины в мире материальных ценностей, хотя при этом эмоционально он практически не развит.
Поэтому "миссис Робинсон", явно отрицательный персонаж в романе, лично у меня не вызывает столь уж однозначных чувств. Она, довольно странным, что уж тут говорить, способом "вырастила" из сломленного мальчишки успешного, состоявшегося мужчину. Возможно, опытный психолог мог бы не менее успешно справится с этой задачей, но этого мы никогда не узнаем. Расставшись добрыми друзьями с Еленой, он проводит БДСМ-сессии уже в качестве господина и это единственно приемлемый для него способ общения с женщинами. Ведь он глубоко уверен, что его любить нельзя и сам он так же на это не способен, а доминирование даёт такую желанную власть и чувство безопасности.
Когда же Грей встречает юную, неиспорченную Анастейшу, сначала его цепляет и заводит её видимая покорность и типичное поведение сабы (сабмиссив), что и вводит его в заблуждение, ведь покорной Ану назвать никак нельзя.
Это довольно своенравная, сильная, дерзкая, страстная и непосредственная девушка, что и очаровывает нашего принца при более близком знакомстве. Главная героиня не так проста и невинна, как может показаться на первый взгляд. Она играет с Греем, тонко, по-женски, то отталкивая, то снова подпуская ближе и заманивая в свои сети, манипулируя с помощью контракта, который он убеждает её подписать.
Осознанно она это делает или нет, не понятно. Но это заводит мужчин, пробуждает в них инстинкт охотника. Факт. Видимо, в ней взыграли гены её матери, которая уже несколько раз сходила под венец.
Так это или нет, но молодой миллиардер уже через несколько недель после знакомства делает девушке предложение, от которого невозможно отказаться, она, впрочем и не отказывается.
И это после того, как они почти расстались, чему виной послужил инцидент с жестоким избиением в красной комнате!
Видимо, а Анастейше живёт скрытый мазохист, тяготеющий если не к физической боли, то к эмоциональной уж точно! Ведь она как будто зациклилась на объекте своей любви, совершенно чётко оценивая при этом, что совместного будущего у них быть не может. Но она любит и в этом её сила. Женщина по природе своей стремится спасать, помогать слабым. И ведь действительно, эта невинная и где-то ещё наивная девушка оказывается по сути гораздо сильнее мужчины, изначально позиционирующего себя, как господин, доминант. Она только делает вид, что покоряется ему, но так легко её дух не сломить. Даже любовь не заставит её покориться чужой воле и принять физическое насилие над собой за норму. В последствии сам Кристиан признается, что "никакой он не доминант, а обыкновенный садист, который получает удовольствие от того, что наказывает женщин, похожих на его мать"(конец цитаты).
Что это? Целительная сила любви или он просто устал от бесммысленных половых контактов, этой игры во власть и одиночества? Но, как известно, люди не меняются и даже женившись на Ане, Кристиан не оставляет своих старых замашек и относится к своей избраннице, как к собственности, не имеющей свободы воли, с чем она, в свою очередь, не прекращает бороться. Узнав о том, что Анастейша беременна, он поначалу взбесится, ведь ребенок заберет на себя всю любовь, так необходимую ему! Да и каким отцом он может стать после такого детства, что было у него! Но когда Ана ставит своего благоверного перед выбором - либо они становятся полноценной семьей, либо она вырастит своего ребенка сама и не бросит его, как должна была поступить родная мать Кристиана, он уже не представляет своей жизни без неё. Вообщем, нашли друг друга два одиночества!
Невозможно, в жизни не бывает таких вот идеальных персонажей и слащавых хэппиэндов, скажете вы и к вам присоединится огромная армия единомышленников. Но почему бы и нет? Разве не сможете вы припомнить ни одной истории любви, которая начиналась бы с первого взгляда? Когда люди больше не расставались после первой встречи? Ведь всё дело лишь в биологии, точнее химии, а ещё точнее в феромонах, запахе, который у всех разный и по которому люди и животные выбирают себе наиболее подходящую для продолжения рода пару. Всё. Всё остальное - лирика и романтика строятся на фундаменте из химии. Если есть химия, остальное сложится, главное не упустить! Не даром говорят: любят не за что-то, а вопреки! По крайней мере в моей жизни произошла именно такая история, когда встретившись, мы больше не расставались! Так почему у главных героев "50 оттенков" не могло получиться так же? Какие бы они не были разные, в чём-то важном они схожи.
Так же схожи, как книга со своей экранизацией! Книга, я бы сказала, всё таки существенно отличается от фильма хотя бы уже тем, что повествование в печатной версии ведётся от лица главной героини, а в фильме - от третьего лица. Плюсы и минусы есть в обоих вариантах! Например, читатели ознакомятся со всеми мыслями и эмоциями Анастейши, что, несомненно, позволит гораздо лучше узнать героиню, её поступки, что нередко ускользает от понимания в кинематографической версии. Но кинозрители, в свою очередь, мало того что не будут страдать от постоянного присутствия и выкрутасов "внутренней богини", которая то танго танцует, то в углу валяется и вообще упоминается едва ли не чаще, чем пресловутое закусывание губ, так ещё и смогут насладиться прекрасной игрой актёров! По крайней мере Дакота Джонсон меня поразила в самое сердце своей очаровательной мимикой и гримасками!
А также тем, как умопомрачительно на ней смотрятся изящные дизайнерские босоножки на шпильке!
А Джейми Дорнан... Это просто Джейми Дорнан с его необъяснимой ирландской притягательностью, томным взглядом серо-голубых глаз и сформировавшимся уже ко второй части фильма рельефным торсом.
Да и постельные сцены в фильме не в пример ярче и чувственнее, чем в книге, которую я прочитала уже несколько раз с момента её появления в свободном доступе, и эти сцены всегда пропускала, не считая первого прочтения, так как они очень однотипны, как под копирку, меняется только антураж в начале и расположение синяков на теле Анастейши в конце. А может быть просто приятно наблюдать за красивыми персонажами и качественно подобранными декорациями эротических сцен да и не только! Все части фильма отличаются прямо открыточными кадрами и сногсшибательными видами. Операторская работа на высоте и на выборе локаций создатели фильма не поскупились, глаз отдыхает на таком качественном видео и получаешь истинно эстетическое удовольствие от созерцания картин красивой жизни.
И вот хоть режте меня, не могу я думать об этом произведения, как о фильме для взрослых, бульварном романчике, легком порно или пособии БДСМ для начинающих. За всей этой шелухой я вижу непростую историю любви уставшего от своей серой жизни молодого человека и юной, прекрасной девушки с огромным любящим сердцем!
Можете поспорить со мной, сколько людей, столько мнений, и я с удовольствием вам отвечу! Жаль лишь, что мы отвыкли видеть во всём хорошее, как видят мир дети, а ищем только грязь. И находим. Так кто же мы сами, когда спешим судить других, не похожих на нас? Лицемерные ханжи или завистники? Говорим "фи" совершенно не здоровым, на наш взгляд, отношениям или глубоко в душе желаем прикоснуться к этой тайной, притягательной своим эротизмом и свободой, стороне жизни? Готовы ли вы признаться себе?...
Я - да!