В сказке «Русалочка» Андерсен описывает ее как прелестную девушку с хвостом рыбы вместо пары ножек. В интернете мне встречается много статей, упоминающих, что на Руси русалка представлялась сразу с ногами, а то и вовсе пишут, что русалка – то же самое, что и птица Сирин. В то же время есть старинные русские изображения женщины-рыбы (и даже изображения мужчины-рыбы). И чем больше читаешь, тем сильнее охватывает паника – такое ощущение, что русалки затягивают в пучину древности, обволакивая тайной. Так где же истина?
Разберемся по порядку.
Начнем с самых древних письменных и изобразительных источников. Самой древней богиней-рыбой принято считать сирийскую Атаргату из Аскалона, самым древним богом-рыбой – аккадского Дагона. Атаргата, естественно, считалась богиней животворной влаги, а вот с Дагоном все сложнее. Это был не просто «водный» бог, он был еще и богом сельского хозяйства, изобретателем плуга, научившим людей печь хлеб.
Несколько моложе греческие полубоги – нимфы, океаниды, нереиды и тритоны. Вообще в Древней Греции очень большое количество существ, связанных с морем, и это не удивительно, государство-то морское.
Для нас интересен тот факт, что бог бурного моря и чудес Форкий и титанида-богиня злобной пучины Кето породили в гиперборейских пределах шесть Лебединых Дев, позже переосмыленных в грай и горгон. Знали греки о почитании на северо-востоке Европы прекрасных птицедев.
Но на греческой земле прекраснейшая из дев змееногая Горгона Медуса стала считаться змееволосым чудовищем, которое победил не без помощи богини Афины Персей. Интересно другое – имя Афины восходит к имени скифской богини Апи, так же изображавшейся с двумя хвостами вместо ног. Вполне возможно, что в греческом мифе богиня победила сама себя…
С именем Медузы связано и имя Мелюзины из кельтских легенд, прародительницы богатого и знатного рода де Лузиньян. Она так же описывается то с рыбьим, то со змеиным хвостом. Исследователи считают ее рептилоидный образ восходящим к легендам о матери-земле.
С другой стороны, в английских сказках русалка исполняет желания совсем как наша Щука или пушкинская золотая рыбка…
На Руси самое раннее изображение хвостатой девы – две новгородские костяные пластины XII-XIII веков – русалка, пьющая из рога. Более поздние изображения появились в XVIII-XIX веках в городецкой домовой резьбе под названием «фараонок» или «берегинь». Возможно, что «берегиня» - это не та, что оберегает человека, а та, которую можно встретить на берегу – границе мира мертвых и мира живых.
Вполне возможно так же, что название «берегиня» было перенесено с более древнего образа змееногой Апи на новый европейский персонаж, ведь в фольклоре сказок о такого рода деве-рыбе мы не найдем. Зато родственница Мелюзины (или Апи-Медусы) описана в сказке «Волшебное кольцо».
В русском фольклоре русалка - девушкой с длинными волосами, сидящая на берегу озера или реки. Она может заманить человека в омут, а может просто защекотать, отсюда ее местные названия «щекотиха» и «шутовка». Русалками становятся утопленницы - девушки, не успевшие выйти замуж, а так же некрещеные дети (последнее, думаю, возникло под влиянием христианства) – поэтому их еще называют мавками или навками (навь – тот свет). Ноги у них могут быть человеческие, гусиные или даже с копытами. В просторечье русалку называли так же водяницей и считали женой водяного.
Спорно само название «русалка», то ли от названия римского (??!!) праздника русалий, то ли от термина «роса», т.е. влага, то ли от цвета волос. Русалии упоминаются в летописях XI века. Исследователи считают, что он заимствован в Риме, где rosalia - празднество в честь «умерших безвременной смертью» и совпадавшее с цветением роз. А почему не может быть наоборот – например, римляне у нас позаимствовали? Тем более наши девушки исполняли во время русалий особый танец, приносили к берегам рек пряжу, веретенца, кудель. Да и сама неделя называлась еще «зеленые святки» и должна была обеспечить плодородие урожаю этого года. На лицо сложившаяся обрядность.
Родственны нашим русалками прекрасные длинноволосые Вилы или самовилы из болгарской мифологии (девы с птичьими крыльями и копытами вместо ног), которые сидят на берегах водоемов. О том, что на Руси вилам как богиням наравне с Перуном и Хорсом приносили жертвы, упоминается в XIV веке.
Место обитания русалок – водные источники, берега рек и лес.
Вода была одной из первых материй, земля была вторична, так описывают мифы многих народов акт творения. Вода в древности была не только источником жизни, но и местом входа в мир мертвых, а так же местом обновления. Омовение - очистительный ритуал, ритуал причастия к новой жизни.
Лес так же был местом сакральным, еще в XIX веке в России поклонялись деревьям, имели священные рощи, «завивали березку».
Какие выводы из всего этого можно сделать?
Вода – место обитания или связи с потусторонним миром. Вода очищает от скверны, поэтому русалки должны быть все же хорошими или, по крайней мере, справедливыми. Поэтому и не рекомендовалось особенно часто ходить к священным местам – не все ведь среди людей безгрешные. А вдруг русалка разглядит все и решит наказать?
Русалки – духи из того мира, посещающие землю во время русальной недели и отправляющиеся обратно во время «похорон русалки». Они приносят на землю необходимую плодородию влагу и в союзе с конем-солнцем дают жизнь новым всходам, и продолжению человеческого рода тоже.
Таким образом, русалка-берегиня – это предшественница Матери-сырой Земли. Ведь до обычая хоронить в земле существовал и обычай хоронить в воде. Вода, как и земля, источник жизни, а есть у русалки хвост или нет – дело второстепенное…