Найти тему
Русский Мир

Разговор с царем Борисом из ЦК КПСС: УБЕЖДЕНИЙ СВОИХ НЕ МЕНЯЮ.

70-е. На пике Власти.
70-е. На пике Власти.

Памяти БОРИСА ВСЕВОЛОДОВИЧА КОНОПЛЕВА посвящается.

Оговорюсь сразу: не все «герои» рассказа обозначены фамилиями – для этого у меня есть веские причины. Однако известные фигуры Истории СССР и современной политической верхушки РФ поименованы персонально.

А Бориса Всеволодовича Коноплева в Пермском крае до сих пор помнят, чтут, и долго еще с уважением и благодарностью будут величать царем Борисом. Я же старый блокнот с кроками этого диалога нашел полгода назад, роясь в своем рукописном архиве. Долго думал. Решил, что надо.

Итак:

… Это была одна из последних моих встреч с царем Борисом в декабре 2007 года. Я пришел согласовать текст его интервью для моего ежегодника «Экономика Прикамья» и поздравить Бориса Всеволодовича с наступающим Новым 2008 годом.

- Привет, акула пера. По маленькой? – Царь Борис лукаво сощурился и выставил початую бутылку водки с двумя хрустальными стопками.

- Так это… До Нового Года еще неделя… Мне бы текст утвердить… - лицемерно заскромничал я. Блиннн… Потом же за руль… Машина стояла у въезда во двор неприметной обкомовской пятиэтажки в тихом центре Перми.

- Да ладно – утвердим. – «Дед» лихо махнул рукой, и на журнальном столике рядом с водкой появилась чашка с домашними малосольными огурчиками. Хозяин умел быть убедительным. Я смирился. Разговелись.

Интервью Коноплев просмотрел цепко и быстро, пару раз довольно хмыкнул – в тексте мы с ним весьма круто приложили и рыночные реформы, и некоторых лидеров пермской промышленности. Последних – за беззубость в диалоге с Властью. Выпили по второй – за интервью. Похрустели огурчиками. Пошла беседа:

- Борис Всеволодович, вот ты «Сотрудничеству» (директорский клуб Пермского края – авт.) за вялую позицию попенял, а ведь с тобой-то мало кто в 80-е рисковал хорохориться и дискутировать – быстро ты их усмирял. А теперь на баррикады промышленных «тузов» гонишь. Как так?

- Зря ты мне двойные стандарты вешаешь, – хозяин досадливо вздохнул. – Когда человек по делу и грамотно возражал, спорил, доказывал – я всегда старался услышать и вникнуть. А вот если кто из «тузов» по-пустому ерепенился… – царь Борис мягко усмехнулся, – тому прилетало по полной.

Я поежился – о жесткости и резкости 1-го секретаря Пермского обкома КПСС в 1972-1988 годах Б.В. Коноплева до сих пор с благоговением рассказывали седые и хмурые директора ВПК – суровые монстры советской «оборонки» железной сталинской выучки. Только они между собой Коноплева называли Дедом. Пошла ассоциация:

- В армии перед дембелем лютует и новобранцев мучает больше всех тот, кто, когда сам был «духом» (молодой солдат-срочник – авт.), гнулся и унижался. Думаю, раз ты подчиненных мог услышать, то и перед Москвой не пятился?

- Всякое было… – «Дед» задумался. – При Сталине нас так учили: главное – Дело. Знаешь, умеешь, делаешь – могут и ершистость твою простить. Тупой, трусливый или небрежный – никакие прогибы не спасут – с любых постов вышибут. На рожон-то и при Сталине, конечно, лезть не стоило, но убедить получалось. Это Хрущев другие порядки завел – нравилось ему, чтобы поддакивали да кланялись. – Коноплев помрачнел. – Много чего кукурузник наворотил…

- Ты же, вроде как, при нем «в гору» и пошел: с XX съезда КПСС – делегат, горком, обком, облисполком – что не так? – Я аж дыхание затаил.

«Дед» выпрямился, гордо поднял голову, и я увидел Царя Бориса, который 16 лет был полновластным хозяином сложнейшего промышленного региона, создавал заводы, города и ГЭСы общесоюзного значения, наводил страх на безмозглых, но ушлых карьеристов и поддерживал талантливых инженеров, конструкторов и строителей Прикамья:

- Я этому самодуру ничем не обязан, и никогда не был. – Отчеканил Коноплев. – Меня продвигал народ и выбирали товарищи по Партии. А кукурузник плеснул грязью в Сталина, оскорбил всех честных людей, кто строил, защищал и развивал Союз – и погибал за Светлое Будущее нашей Страны. Это Хрущев поставил Партию выше Советов и Правительства, запретил МВД и КГБ сажать функционеров – убил социализм и расплодил жулье в ЦК КПСС. – Царь Борис насупился. – А мы позволили. И потом эти негодяи руками Горбачева и Ельцина разрушили СССР. – Он понурился. Мне стало стыдно – расстроил старика:

- Борис Всеволодович, ты же честный, умный и сильный человек, ты столько сделал для Перми, всей страны, был членом ЦК КПСС, депутатом ВС СССР – неужели ты один там был такой? Почему лысому удалось все это провернуть?

- Ух ты, куда копнул. – Коноплев посмотрел остро и настороженно. Закурил. Подвинул мне пепельницу. Я тоже взял сигарету. Дымили. Молчали. Он глянул еще раз, чуть расслабился:

- Ну, как Хрущев с Гусаровым (Н.В. Гусаров, 1-ый секретарь Пермского (Молотовского) обкома и горкома ВКП(б) в 1938-1946 гг. – авт.) обошелся ты знаешь. Других называть не буду. Разрозненны мы были и не все видели. Каждый занимался своим делом, страну на местах поднимали – куда Хрущев оглобли повернул – не сразу и сообразили. И под колпаком все ходили – это для солженицыных при Хрущеве была оттепель, а в Партии… – Улыбается, машет рукой, – да и в чинах я еще невелик был: в депутаты ВС СССР только в 1966-ом избрали, 1-ым секретарем обкома КПСС – в 1972-ом. А в ЦК только в 1976-ом приняли. – Коноплев опять замолкает. Смотрит в окно, в свои 70-е.

2000-е. В мире с собой и людьми.
2000-е. В мире с собой и людьми.

- А дальше? А потом, когда Брежнев и застой?

- Вот ты, вроде умный мужик – зачем чепуху повторяешь? Мы в 60-80-е столько заводов, комбинатов, фабрик построили в Прикамье. Две ГЭС (Камская и Воткинская – авт.), город (Чайковский), институт культуры в Перми открыли, новое жилье миллионами кв.м. осваивали. Да весь Союз на сталинском заделе в мировые лидеры выходил: Космос, Атом, ВПК, авиапром. Кто это, по-твоему, создавал? Советские люди и создавали всей страной. – Улыбается:

Март 1965-го. С космонавтами А.А. Леоновым и П.И. Беляевым.
Март 1965-го. С космонавтами А.А. Леоновым и П.И. Беляевым.

- А мы, солдаты Партии, помогали. Я собирал директоров промышленных, всех крупных «тузов», и вместе думали-решали: как больше и лучше для области и страны сделать? Потом ехали в Совмин, в Госплан и выбивали финансирование, лимиты разные. Так работали почти все обкомы по стране. Это в Москве ЦК гниль уже плодил, а нам не до них было – мы делом занимались.

- Вот и пропарили Страну, пока делом занимались. – Брякнул я и прикусил язык.

- Пропарили, как ты говоришь – не спорю. – Царь Борис внимательно смотрит мне в глаза. – Ты никогда не ошибаешься? Вот и мы не лучше были: глупые, наивные и восторженные. Проглядели, как махинаторы из ЦК развратили верхушку МВД и КГБ, честь и честность всему народу подменили выгодой и наживой. Да еще эта погань Яковлев и Кº под Горбачева идеологическую базу подвели. Хотя большинство советских людей до самых 90-х в коммунизм верили. Не в КПСС, а в коммунизм – после Хрущева это уже были разные ориентиры и понятия. Многие и сейчас верят, тоскуют по СССР. Это ведь только ворье всех мастей в перестройку и на «реформах» Ельцина обогатилось. Да Западу на руку сыграли. Обновление СССР нужно было, а не разрушение. А кто сейчас в России рулит банками, концернами, холдингами разными? Дети, внуки, наследники и преемники этих прохиндеев из ЦК КПСС, которые в 60-80-х подставные счета на Западе десятками миллионов ворованных долларов накачивали. А в политике и госаппарате кто? Так они же. Жулье продажное. Про Ельцина-Гайдара-Чубайса, и прочую прозападную шушеру в нынешней Власти, как и про криминальную приватизацию с ваучерами и залоговыми аукционами и говорить не хочу. – Коноплев устало машет рукой.

2000-е. Молодые бонзы и живая легенда.
2000-е. Молодые бонзы и живая легенда.

Потом оживляется:

- Одна надежда, что Путин сумеет это крысиное племя вывести. Гусинского с Березовским от Власти отлучил и из страны выдворил, Ходорковского посадил – все остальные, вроде как, на верность присягнули. Только вот Команда ему нужна сильная и честная, с мощной Программой действий – соберет ли? Дай Бог.

Я тогда уже сомневался. Рядом с интервью царя Бориса в ежегоднике размещался диалог с легендарным лидером и создателем Общероссийского Союза машиностроителей России (СМР – авт.) С.В. Чемезовым, с которым мне удалось познакомиться и пообщаться летом 2007 года. Интервью с Чемезовым получилось толковое: он весьма убедительно говорил о выборе пути развития России в пользу госрегулирования по Рузвельту (план «New Deal»), а не в сторону монетарной чуши «laisser faire». Тогда же будущий глава «Ростеха» доказывал, что госкорпорации – это сильный и действенный инструмент перекачки сверхприбылей ТЭКа в модернизацию и развитие машиностроения России.

2000-е.  Еще наставник и уже не ученик.
2000-е. Еще наставник и уже не ученик.

Тем разительнее был контраст с либероидными бреднями господина Г.., который тогда из личных референтов Чемезова скакнул в руководство СМР. Сейчас-то он вполне овладел риторикой ярого государственника – чешет, как по нотам – и в Общественной палате соловьем заливался, а теперь в Госдуме, и в ОНФ. Прямо, второй Чубайс – тот в 90-е тоже быстро научился словами крутить. А в 2007-ом и Г.. пел про рыночные механизмы и невмешательство государства в экономику. Этот деятель, который Г.., в ответ на предложения для СМР выстроить в России системный инвестиционный диалог «ТЭК-машиностроение» отмахивался и рассказывал мне байки про футбол на тракторах и огромный авторитет своего шефа. На этом, imho, карьеру и сделал. А я загрустил: как Чемезов будет госрегулирование продвигать, если у него за пазухой такие помощники сидят?

И С.Ю. Глазьева тогда Кремль уже блокировать начал всерьез… Его Стратегию госуправления экономикой и финансами Путин не принял. Если такие зубры-государственники, как Чемезов и Глазьев, не имели достоверной позиции и поддержки во Власти, о какой сильной и честной Команде Путина можно было мечтать? Позже мои сомнения подтвердились: Чемезов с головой ушел в ГК «Ростех», СМР в большую политику не пустили – он стал закрытым клубом лоббистов для узкого круга директоров ВПК, прежде всего – самого «Ростеха», а Глазьева завели в псевдо-статус советника Президента РФ, обрубив ему тем самым возможность заниматься самостоятельной публичной политикой…

2000-е. Неуслышанный Глазьев.
2000-е. Неуслышанный Глазьев.

Но тогда, в 2007-ом, сомнения еще не окрепли, да и царя Бориса огорчать не хотелось – в ответ на его «Дай Бог» я промолчал. Спросил только:

- Борис Всеволодович, Зюганов тебя ведь много раз в КПРФ звал, другие партии тоже – почему ты не пошел?

2000-е. Карманные думские бояре.
2000-е. Карманные думские бояре.

Коноплев блеснул глазами:

- Я – коммунист. Убеждений своих не меняю, идеалами не торгую. А эти… Двурушники. Ты же знаешь: я на пенсию вышел – в Москву жить не уехал, хоть и предлагали. Остался в Перми. За все годы с 1988-го, что на пенсии, ни единого слова плохого от людей не услышал. Хочу и дальше честно землякам в глаза смотреть.

Я обвел взглядом скромную гостиную: старенькая, но аккуратная и ухоженная мебель, сервант, стол, стулья, диван – даже в 80-е многие директора заводов жили богаче, не говоря уже о завмагах и завскладом. Молча кивнул.

Выпили мы с Дедом еще по одной, и я откланялся. Машину забрал через день.

Через год, 3 декабря 2008 года 1-ый секретарь Пермского обкома КПСС, член ЦК КПСС, депутат ВС СССР VII-XI созывов, Почетный гражданин Пермской области, кавалер высших орденов СССР: 3 ордена Ленина, 2 ордена Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды – не говоря уже про медали, грамоты и прочие отличия – Борис Всеволодович Коноплев ушел из этого мира. И остался в памяти сотен, тысяч людей, с которыми он работал, кому помогал достичь успеха в профессии и в жизни, с кем щедро делился своей энергией, мудростью и созидательной силой.

2010-е.
2010-е.

Светлая память Царю Борису и всем его соратникам и товарищам: настоящим коммунистам, честным, несгибаемым и беззаветно преданным своей Родине людям.

PS: А народный «Уралкалий», который честные советские люди построили в Прикамье при Коноплеве, потом в 90-е пермский нувориш Дима Рыболовлев за бесценок купил у рыжего прохиндея-приватизатора. Стратегический оборонный авиационно-космический комплекс Прикамья тогда же пытались прибрать наши заокеанские «партнеры» из P&W и долго дербанили разные «микродины», «интерросы» и «гуты». Весь нефтекомплекс забрал «Лукойл» – это все же лучше, чем какая-нибудь импортная BP. Это уже – про природную ренту, которую наш ТЭК так и не платит – отдельная тема.

В завершение: хочется, чтобы в политике, Власти и в экономике России были Коноплевы, а не кудрины, чубайсы и силуановы с набиуллиными.

2019-ый. В памяти навсегда.
2019-ый. В памяти навсегда.

Может, зря царь Борис в 90-е все ВПК, нефтянку и остальную промышленность Прикамья под себя не взял? Эх, был бы тогда сейчас в Перми, а то – и во всей России – и Тайвань, и Гонконг, и Коммунизм – горькая шутка.

ВДВ.