Это НЕ провокационное заявление, а эффективный подход к обучению, противоположный школьному.
О Методе я узнал не из книжек, а из Жизни.
Столкнувшись с ним впервые, я даже не понял, что тут какой-то метод. Все происходило естественно и казалось, что так и должно быть.
В 10 классе после соревнований ко мне подошел парень, который тренировался у другого тренера и сказал. Не спросил, а именно - сказал:
- “Слушай, как ты выигрываешь? Ведь вы совсем не тренируетесь!”
Ну … в 17 лет подростки не склонны сильно рефлексировать. А если такое случается, значит в их мозгах не складывается картинка, Что-то чему-то не соответствует.
Что я ответил, не помню. И вот почему.
Мы помним то, что имеет для нас смысл. А тот вопрос был для меня бессмысленный.
- “Как же можно выиграть первенство области, а потом региональные соревнования, не тренируясь?”
Метод "Наоборот". Но не ясно, как именно
Конечно, мы тренировались. Но как-то по-другому.
А как именно - я тогда не понимал. И не задумывался об этом, потому, что сравнивать было не с чем. Единственный опыт не позволяет понять почти ничего.
Но я понимал вот что: подойти к сверстнику, которому проиграл, да еще признать его превосходство - лично я бы не смог. Либо должно было случиться нечто, выходящее за рамки моего понимания.
Поэтому я и запомнил вопрос того парня, а свой ответ - не запомнил …
Разрывы понимания
Этот разрыв “вопрос - без -ответа” надолго засел в голове.
Сейчас для меня это азбука. Этому, тысячи лет известному феномену, психологи нынче даже умное название придумали. Я тоже скоро что-нибудь банальное назову своим именем. Обещаю :)).
Ответ длинной в четверть века
... Бессознательно все последующие годы я искал ответ: чтобы заполнить разрыв непонимания. И спустя четверть века нашел. Не в книжках, как я вам в начале статьи уже докладывал. Не в институте. И даже не в аспирантуре :))
А в горах Китая.
Мастер, к которому я приехал практиковать … Не математику, и не психологию :) объяснил мне суть эффективного обучения образно, а потому понятно.
Он сказал:
- “Только неправильный метод дает правильный результат”.
- “Почему?”,- естественно спросил, я.
Человек, измученный непониманием
Как бы я, “человек, измученный нарзаном” официального обучения, мог не переспросить?
… Как тот парень из детства, имени которого я даже не помню …
- “Потому что есть человеческая Природа”,- ответил Мастер.
- “Вот, например, река”,- продолжал он. “Если тебе нужно попасть в тот пункт на другом берегу, куда нужно плыть?”
Хороший вопрос содержит ответ … Если это не вопрос ЕГЭ :))
Конечно, необходимо учитывать течение. А "течение" - это человеческая Природа. Но “правильный” метод - прямолинеен и требует грести прямо к месту назначения.
Решающая метафора понимания
Это метафора оказала решающее влияние на мое дальнейшее обучение. Опыт наконец “сложился” в единую картину понимания.
- И успешный опыт. Спортивные победы и успехи в учебе: я ведь не только спортом занимался :) В тот год я выиграл городскую олимпиаду по физике, даже не зная всех формул наизусть ... Тогда было возможно вылезти за счет соображалки :))
- И провалы. Когда я пытался действовать “правильно”, то неизменно получал по голове. Подробности скромно опускаю (((
Это присказка к долгой истории о правильном обучении
Я начал этот канал в начале сентября, вернувшись из деревни. О чем мне было писать? О математике, конечно, с которой большинство “съезжает” уже к 6-7 классу.
Математика - это хорошо, но есть вещи посложнее ... Да и большинству математика никогда в жизни не встретится. Хотя нельзя игнорировать, что люди, понимающие ее основы, чаще достигают успеха.
Математика очень специфична.
Начинаешь говорить о математике для иллюстрации принципа обучения, а натыкаешья … Взгляните на некоторые ветки комментариев вот в этой статье. “Я ему про Фому, а он про Ерему”. Как будто не слышат, о чем речь-то идет.
Яркий образец “Правильности”, не позволяющей ухватить суть.
Поэтому я продолжу канал тем, с чего и планировал начать.
Поделюсь в форме историй, простых и ироничных эссе тем, что я понял за десятилетия изучения самого процесса обучения и воспитания.
И постепенно нарисую картинку эффективного, но неправильного, с точки зрения большинства, метода.
Но ведь большинство всегда не эффективно, не правда ли?
Хочется вставить для научности “следовательно” :))
Следовательно, “правильное” мнение большинства это как раз то, от чего нужно бежать, как от чумы, если не хочешь заразиться глупостью.
“Можно побиться об заклад, что всякая широко распространенная идея, всякая общепринятая условность есть глупость, ибо она принята наибольшим числом людей”. Николя де Шамфор
----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- -----
Лайк приветствуется.
Подписка на канал - по желанию ))