Сегодня мы удаляемся от российских столиц почти на 15 000 километров. Это почти в 2 раза дальше чем от Москвы до Лос-Анджелеса. Там расположен остров Тасмания. Он принадлежит Австралии и когда-то давно был соединен сухопутно с материком. Более 10 тысяч лет назад поднялась вода и отделила Тасманию от большой земли. Оставшиеся животные и люди прожили многие века изолированными от взаимодействия с другой фауной и цивилизацией.
Лишь в XVII веке к совершенно самобытным племенам приплыли европейцы. Тогда они еще не были тасманийцами, да и остров был безымянным. Лишь позже его назовут в честь голландца Абела Тасмана, первым шагнувшим на эту землю. Далее были полтора десятка лет торговли, вражды и мира. Могло бы это взаимодействие длиться долго, но в самом начале XIX века британцы решили всерьез обосноваться на острове.
Поселенцы перестали относиться к аборигенам как к мало-мальски деловым партнерам. Все необходимое стало просто отбираться у тасманийцев. Взамен они не получали ничего. Одним из самых ударов был нанесен по демографии. Европейцы очень полюбили тасманийских женщин и отобрали практически все женское население. Ряд племен оставался исключительно в мужском составе.
А в 1804 году началась страшная Черная война британцев против тасманийцев. Хотя сколь можно называть войной, когда с одной стороны находится полноценная армия, а с другой аборигены, которые не имели ничего кроме своих жизней. В 10-х годах попытались наказывать за убийства местых ударами плетью, но не помогло, и даже не прижилось. Большинство первых поселенцев на острове были осужденные преступники и прочий криминальный элемент. В те годы и родилась девочка по имени Труганини, чья судьба неразрывно связана с судьбой народа, а также слишком насыщена событиями для одной судьбы.
Но прежде чем расскажем о Труганини, вспомним о другой, совершенно легендарной женщине-тасманийке по имени Таререноререр. Её вполне можно назвать местным Прометеем. Девушку, как и многих ее соотечественниц забрали европейцы. Она прожила какое-то время среди завоевателей, но сбежала к своему народу, да не с пустыми руками. Вернувшись, Таререноререр научила своих соплеменников пользоваться огнестрельным оружием. Далее она организовала своего рода разбойничий или партизанский отряд и занималась грабежами.
Вернемся к Труганини. Её имя означало "серый лебедь". Она росла в самый разгар Черной войны. Когда она родилась число тасманийцев достигала нескольких сот тысяч человек. Но они нескончаемо гибли в войне с британцами. Убийство стимулировались колонизаторским руководством. В 20-х годах убийства аборигенов не только были одобрены законодательно, но и поощрялись вознаграждением. В этом мрачном деле на стороне европейцев были завезенные им вирусы и инфекции: грипп, туберкулез, пневмония косили людей. Имунитета не было, а лечить их никто не собирался. Активно распространялись и венерические инфекции. В 30-х годах коренных тасманийцев осталось 200 человек. Война была окончена. Но оставшихся в живых с острова тоже вывезли.
У Труганини в 20-х годах пострадали все родные: убиты или умерли мать и двое мужчин, с которыми она планировала связать жизнь. За второго даже успела выйти замуж. Сестры вывезены в рабство. Но она встретила человека, который хотел сохранить хотя бы часть местных жителей. Его фамилия была Робинсон. Он создавал специальное поселение на юге Австралии. Тругинини помогала ему несколько лет, но поняла тщетность этих действий. Женщина не могла смириться с тем, что на ее глазах фактически был уничтожен ее народ полностью. Мирную деятельность она оставила.
Стала преступницей. Вошла в состав опасной банды, которая орудовала среди европейских поселений. Грабили, убивали. Тасманийская ярость нарушила покой на материке. На преступников устроили настоящую облаву. Во время погони и обстрела Труганини получила пулю в голову. Наверное, впервые она получила медицинскую помощь. Ей удалось выкарабкаться. Более того, она стала единственной из банды, чья шея избежала встречи с веревкой.
Чистокровных тасманийцев уже оставалось несколько человек. Их вновь вернули на родину, компактно поселили. Теперь уже оставалось лишь доживать свой век. Аборигены понимали, что они уже не возродят свой народ. Тем не менее, тасманийцы жили полной жизнью. Труганини даже вышла замуж, но вновь пережила своего мужа. Она пережила всех. О чем были мысли Труганини в последние годы жизни, о чем она вспоминала, о чем сожалела неизвестно. Последняя тасманийка умерла в 64 года. Почти 100 лет её скелет выставлялся в музее и лишь потом обрекли ее останки вечный покой. А образцы кожи и волос Труганини до 2000-х годов находились в Англии.
Разумеется, на острове и в Австралии проживают и сегодня потомки смешанных браков европейцев с аборигенами, но настоящих тасманийцев не стало в 1876 году. Менее чем за век после высадки на острое колонизаторов. Пример совершенно не уникальный, но живой и наглядный.
Когда пришли европейцы, тасманийцы жили в совершенной изоляции. Они не только не развились за тысячи лет после отделения от материка, но потеряли даже те навыки, которые были у них к моменту повышения уровня воды. Им совершенно нечего было противопоставить внезапно ворвавшейся в их жизнь высокоразвитой прагматичной цивилизации, оставалось лишь верить чужакам и даже чувствовать поначалу себя полноценными бизнес-партнерами. Ровно до тех пор, пока колонизаторам истребление стало выгоднее торговли.
Рекомендуем также прочесть наши материалы:
1. Последний император Эфиопии
3. Таинственный африканский правитель