Найти тему
Кирилл Козвонин

Очарование скиллами

На протяжении уже нескольких лет с интересом наблюдаю, а также и работаю в наших подростковых лагерях и обучающих программах с модным сегодня очарованием скиллами. Периодически в социальных сетях и в статьях, претендующих на профессионализм, публикуются высказывания известных людей, призывающих к реформам в образовании, отмене классической школы, и переходу к системе обучения только навыкам. Приводятся многочисленные примеры и ссылки на системы образования в других странах, которые необходимо взять и как можно быстрее применить, и это тут же осчастливит всех. Сразу по поводу бездумных реформ, чтобы было понятно, хочу привести пример продолжающегося реформирования с введением ЕГЭ. История этой дряни, простите, и ее истоки в Интернете приведены, и не буду тратить время на их повторение. В настоящее время куда важней прислушаться к мнению университетских преподавателей по поводу ЕГЭ, потому как именно они встречают выпускников школ затем в аудиториях, и могут грамотно и взвешенно оценить последствия. Но, к сожалению, их мнением не интересуются. Поэтому не стоит быстрей начинать что-то менять, досконально не разобравшись в сути вопроса. Катастрофических опасений по поводу образования у меня нет, и я объясню почему. Я глубоко верю в мудрость народов, проживающих на территории нашей страны, многократно раз проявленную в гораздо более сложных ситуациях. Многие уже нашли несимметричный ответ на вселенские глупости и шариковщину, и взяли полную ответственность за образование своих детей на себя. Каким образом? Через домашние занятия со своими детьми, через репетиторов, через образовательные летние программы, через зарубежные курсы и прочая, прочая, прочая... Вам нужно ЕГЭ? Нате! А все остальное мы будем решать уже сами. И кто еще не пришел к этому, тот достаточно скоро придет. После очередного столкновения с формализмом в школе или очередной волны увольнения учителей из школ по причине невозможности жить на учительскую зарплату. Очевидно, что стране нужны депутаты с их обслугой, но не учителя и врачи. Интересно, что даже сами подростки замечают и понимают, что нынешний их уровень образования отстает от их родителей, закончивших школу 20-30 лет назад, и не только замечают, но и с интересом разрабатывают для себя системы самообразования, и затем их придерживаются. Обращу внимание, что я не работаю в «школе гениев», а занимаюсь с обычными подростками нормальных родителей. Пример разночинцев в России и ровесников Ильича, позволяет опереться и повторить опыт самообразования, тем более, что сейчас учиться есть у кого. Нужно желание и воля это осуществить. Теперь несколько слов по поводу авторитетов, к словам которых, по мнению «диванных» экспертов, нужно всегда прислушиваться. И которые начинают эти рекомендации постить в социальных сетях. Чаще всего, это известный миллиардер, и он дает глобальный совет. Если ты с этим не согласен, то тебе тут же выскажут - «А вот если ты такой умный, чего же ты не такой богатый». Аргумент убийственный, но из области про дядьку и бузину. Нужно очень четко различать, в какой области этот человек эксперт, и несомненно в этой области внимательно его слушать. Как вы сами понимаете, что Уоррена Баффетта по здоровью все же консультирует врач, а не другой миллиардер. И Стив Джобс никому не давал советов про здоровье, не было у него компетенций в этой области, судя по результату. Но деньги, слава и известность любому могут вскружить голову. Разобрались и с этим. Теперь о главном, наконец. Прежде чем решать, что надо выбросить из программы образования, нужно разобраться, что есть что. Я не очень люблю бездумно заимствованные слова, поэтому вместо английского и модного skill буду пользоваться хорошим русским словом навык или умение. Богаче наш язык, это факт. Итак, навык — способность деятельности, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. То есть может быть навык пользования банкоматом (самый частый пример в статьях про великие преимущества), навык копания картошки, мытья посуды, решения примеров по арифметике, навык вождения автомобиля, навык распечатывания документов на принтере, и даже навык изготовления лодки-долбленки. Но нет навыка постройки самолета, компьютера, двигателя, галеры. Это уже комплекс, состоящий из теории (физика, химия, схемотехника, теория прочности, материаловедения и т.д.) и технологии изготовления. Для изготовления конкретной детали на конкретном станке нужен навык, но создание и конструирование это уже совсем другое. Эту разницу понимали еще древние греки. Поэтому воинов учили навыкам рубить, колоть, стрелять из лука, а полководцам преподавали воинское дело, историю, философию. Поэтому люди, так отстаивающие изгнание любой теории из образования и замены все на навыки, по сути стараются все образование свести на уровень начальной школы, которая собственно навыками и занимается. Навыки читать, писать, считать, наблюдать, рисовать. И чтобы было еще более понятно, ответьте себе на вопрос, кто может быть заинтересован, чтобы все, чем владели бы ваши дети, это набор навыков, и почему есть такой интерес. До определенного возраста все обучение происходит только на уровне навыков, оно конкретно и лишено абстракции. Ребенок сидит и лепит именно из этого куска пластилина или глины. Часть сознания, ответственная за абстракцию, до определенного возраста просто не развита. Научить навыку, даже сложному, гораздо проще, чем научить человека какой-либо науке. В авиации есть по этому поводу анекдот про обезьяну на N-ском аэродроме, которую летчики научили летать на самолете. И собственно, каждый из нас видел, как в цирке медведи ездят на велосипеде. Это то, что надо четко понимать про скиллы. Начиная с средних классов, с появлением педагогов-предметников, в образовании появляется теоретическая часть. Раньше начинать это нет никакой возможности, потому как только в раннем подростковом возрасте начинает формироваться абстрактное мышление. С этого возраста можно говорить о периодизации в истории, климатических поясах в географии, геометрических фигурах в геометрии, x и y в алгебре. Ну и так далее. И затем именно способность мыслить абстрактно позволяет нам осваивать все более сложные модели в различных науках. И не только осваивать, но и активно мыслить этими категориями. Важно ясно различать эти две категории. Отчасти я согласен, что в нашем школьном образовании есть много чего, совершенно оторванного от жизни. Разумеется, необходимо вносить изменения, но очень хочется, чтобы это было на пользу, а не огульно, в соответствии с меняющейся модой или чьим-то мнением. Надеюсь, что чтение статьи принесло вам пользу. С уважением, Кирилл Козвонин.