Найти в Дзене
Камень, палка, пулемет...

Шарообразный танк. Поле боя Второй мировой могло принять фантастические очертания

Оглавление
Примерно так могли бы выглядеть советские танки во время ВОВ
Примерно так могли бы выглядеть советские танки во время ВОВ

Бронированные машины впервые появились ближе к концу Первой мировой войны. Развитие военной техники в этом направлении пошло преимущественно двумя путями:

  1. Бронированные автомобили.
  2. Гусеничные танки.
Основной недостаток в этом случае был один – недостаточная проходимость такой техники.

Воображение рисовало такие машины
Воображение рисовало такие машины

Для бронеавтомобилей требовались хорошие дороги. О каком-либо передвижении по полю здесь не могло быть и речи. Такие машины не могли преодолевать окопы и заграждения в виде колючей проволоки.

Что касается танков, то их проходимость была значительно лучше, но не идеальная. Для них становились непреодолимым препятствием рвы, да и колючая проволока зачастую останавливала движение этих боевых машин. Проволока просто наматывалась на гусеницы.

Именно недостаточная проходимость рассматриваемых видов бронетехники сподвигнула многие умы к разработке совершенно новых ее образцов. Иногда возникали фантастические проекты в виде тех же шарообразных танков, на чем мы и остановимся.
Страница из журнала «Популярная наука» за 1933 г.
Страница из журнала «Популярная наука» за 1933 г.

История

Май 1917 г. – первый проект танка, представляющего собой шар. Запатентован в США неким Арсеном Парэ. Суть этого конструкторского решения сводилась к использованию двух сфер, вставленных одна в другую.

Внутренняя должна была получить оснащение в виде колесиков, которые крутились бы внутри внешней сферы. Также был предусмотрен балласт для размещения во внутренней сфере, чтобы постоянно удерживать ее в горизонтальном положении.

Патент на «шаротанк», выданный Арсену Парэ
Патент на «шаротанк», выданный Арсену Парэ

Предполагалось, что экипаж «военной машины» (так ее назвал изобретатель) – это 1 человек. Эффективность такого «шаротанка» сводилась к элементарному уничтожению объектов путем их раздавливания. Еще одна возможность – остановиться, чтобы воспользоваться той же гранатой, миной или другим боеприпасом, что будет находиться на борту такого «шара».

1926 г. – еще один патент на «шаротанк», который был получен во Франции. Здесь уже имелась в виду машина в виде эллипсоида. Предусматривалось наличие 2 корпусов с оснащением внутреннего специальной платформой для установки силового агрегата и размещения водителя. Без вооружения. Противника предполагалось опять же давить.

Все перечисленное выше – это лишь проекты без какой-либо реализации на практике.

1930 г. – первый своего рода «шаротанк» построил Джон Арчибальд Парвес (Англия). Это было решетчатое колесо с диаметром в 3 метра при весе конструкции в 450 кг. Проект получил название «Динасфера». Выпустили 5 версий этого изделия. Последней стала 5-местная машина.

«Динасфера»
«Динасфера»

1933 г. – в журнале Popular Science появилось изображение танка, приводящегося в движение за счет одного колеса. Автор – Анхель Гарсия Гутиеррес. В этом случае самоходная машина получила вооружение в виде пулеметов. Но она не была построена.

В последующие несколько лет всплывали еще некоторые проекты на заданную тему. Они не были воплощены в жизнь. Всплеск интереса к «шаротанкам» произошел в 1941 г. Правда, все это происходило на уровне личных инициатив конструкторов. Государственной программы в этой области не было.

Из всего того материала, что был прислан в Государственный комитет обороны, можно выделить лишь «шаротанк» Гальперина. Хотя еще была машина, разработанная во время войны в Ашхабаде. Ее даже построили в виде опытного образца.

«Шаротанк» Гальперина
«Шаротанк» Гальперина

Проблема в том, что сегодня нельзя увидеть не одного «шаротанка» того времени. Основная масса не была построена, а то, что создали ради эксперимента, не сохранилось.

Единственное исключение – немецкий «шаротанк», захваченный во время боевых действий в 1945 г.

По одним источникам это произошло в Маньчжурии, а по другим – на полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Сегодня его можно увидеть в бронетанковом музее (Кубинка).

Kugelpanzer

«Шаротанк» Kugelpanzer находится в музее Кубинки. Это реальный пример единственного танка рассматриваемого вида.

Его изготовила компания Krupp. Предполагается, что это транспортное средство ориентировано было на добычу разведданных.

Kugelpanzer
Kugelpanzer

Толщина брони – 5 мм. Рядом со смотровой щелью имеется порт для стрельбы из пулемета. Сейчас он заварен.

Спереди находится смотровая щель, а сзади большой люк для входа и выхода из машины. Движение «шаротанка» обеспечивалось за счет вращения двух полушарий, расположенных по бокам.

Kugelpanzer несколько раз перекрашивали (его настоящий цвет – оливково-зеленый)
Kugelpanzer несколько раз перекрашивали (его настоящий цвет – оливково-зеленый)

Одноцилиндровый двухтактный двигатель мог гарантировать максимальную скорость около 8 км/ч. Боевая масса машины – 1,8 т.

Высота «шаротанка» – 1,5 м при длине 1,7 м. Сзади имеется небольшое колесико для сохранения устойчивости.

-9