Найти тему

Контрасты и нюансы мастерства

Мы все должны поддерживать некий баланс между мастерством и способностью начать с чистого листа, деланием того, что хорошо получается и пробами нового. Переключение на разные виды деятельности способно обогатить опыт и восстановить свежий взгляд. Бетховен писал сонаты для фортепиано не подряд, а перемежал их с симфониями. Твайла Тарп ставила танцы на поп-музыку после классических композиций.

Сила контраста

Мастерство требует времени. Парадокс вот в чём: чтобы стать мастером вы должны потратить 10 000 часов на конкретную деятельность. Но вы не станате хорошим мастером, если будете делать только это.

Переключение на другие виды деятельности:

  • обогащает опыт;
  • позволяет сохранять свежий взгляд, т.к. возврат к деятельности после перерыва требует времени на включение. Это как отойти от картины, которую пишешь, подальше, чтобы посмотреть на неё по-новому;
  • позволяет переосмыслить дело в новом свете, увидеть новые грани, что-то изменить.
Мы — это наша память, наш опыт, наш мозг. На то что мы в данный момент делаем влияют все наши знания, умения и даже случайные связи событий. Всё это дает нам уникальный взгляд на мир. Переключение на другое дело позволяет взглянуть на старое под новым углом.

Кто разбирается в тайм менеджменте уже знают как важно перемежать деятельность с периодами отдыха и рутины. Но в более глобальном смысле многие об этом забывают и попадают в ловушку выгорания. «Я художник, я пишу картины. У меня хорошо получается, я продолжаю писать.» Всё идет хорошо какое-то время, а потом следует спад, за ним неуверенность и творческий кризис.

Как избежать выгорания?

1 Пробуйте принципиально новое

Важно находить время и тратить усилия на пробы чего-то нового. Спорт, кулинария, робототехника, да что угодно. И чем больше отличается этот опыт от того, что вы обычно делаете, чем сильнее контраст, тем лучше вы отдохнете, обогатитесь и, тем самым, на физическом уровне прокачаете мозг, отрастив новые нейронные связи.

2 Расширяйте свой опыт схожими интересами

Но и что-то близкое к своему мастерству пробовать тоже нужно. Слегка другой жанр, новый инструмент. Мы, профессиональные люди, привыкли делать дело с какой-то целью. Но тут мы сами себе ставим мышеловку, ведь если есть цель, нужен и результат, иначе мы попадём в ситуацию неуспеха.

Чтобы избежать неудачи, мы начинаем подключать проверенные временем умения, то что хорошо получается. И так выходим из эксперимента, добровольно сдавшись.

Может и результат хорош, но нового опыта мы не получили. Так образуется замкнутый круг. Но вспомните кто настоящий художник по мнению Пикассо? И он истинно прав.

Только ребенок, который увлечен процессом, практически не озабочен результатом и даже готов ради эксперимента в прямом смысле уничтожить свою работу. Дух экспериментаторства, дух новизны мы должны в себе поддерживать.

3 Переключайтесь

А если вы балансируете между несколькими гранями своей творческой личности, занимаясь попеременно проектами из разных сфер интересов, вам легче поддерживать свежесть взгляда. Кроме того, подобное переключение спасёт вас и в том случае если вы надолго погрузились в какую-то одну сферу и ваше дело начинает вам надоедать.

С эти связано понятие гармонично развитой личности. Про всестороннее развитие, конечно, говорить не приходится, ведь наш мир слишком сложен и разнообразен. Всё охватить нельзя, но чем больше вы пытаетесь тем богаче ваш опыт. Читайте книги не только по искусству или дизайну, читайте всё что вас привлекает, от энциклопедии военного дела до садоводства. Посмотрите фильм с нелюбимыми актерами, непривычного жанра, на чужом языке.

Бросая себе вызовы, делая что-то непривычное, вы расширяете ваши возможности. К тому же это отличный способ выбраться из творческого тупика.

На канале MindMirror вы найдете материалы о творчестве, вдохновении, креативных техниках и упражнения для прокачки креативности.

MindMirror: контрасты и нюансы мастерства
MindMirror: контрасты и нюансы мастерства