Найти тему

Cлово горькое, слово стремное

1,7K прочитали


Ой, вы гой-еси, все читатели,
Добры молодцы, да красны девицы!
У меня для вас невеселый сказ -
слово горькое, слово стремное...

Технический пост. Интересен только почтоянным читателям.

Это будет достаточно сумбурный пост, потому что я не придумал как структурировано и последовательно изложить массу не явно связанных между собой обстоятельств, накопившихся в течение этого года.
Но, так как, этой истории не нужна широкая аудитория и пост прочитают в основном только преданные читатели канала, мне не стоит тревожиться за тяжесть слога.

Так же, пост будет весьма интересен (а может быть и полезен) тем читателям, кто ведет свои каналы в Дзен (таким как Татьяна Бекишева, например).


Самый огорчительный и просто убивший меня вчера случай будет описан ближе к концу поста. Но начну издалека.

Время дочитывания и реклама
Итак, наверное многие заметили, что в сентябре у меня на канале публикации с подкастами и видео (которые и то и другое - видео контент) выходили с дополнительными фото. И ладно еще, если к видео добавлялись кадры из этого же видео, то к подкастам добавлялись нелепые текстовые картинки.

Чисто концептуально, ни к видосикам, ни к подкастам не нужны никакие дополнительные фото (кроме заглавного для карточки в ленте).
Ибо, кто хочет, тот и так посмотрит видео и прочитает или прослушает подкаст. Добавлял я все эти фото вынужденно - повышал таким образом время дочитывания публикаций до необходимых 40 секунд. Потому, что Дзен не вставляет рекламные баннеры в публикации, среднее время дочитывания которых меньше 40 сек. А так как половина публикаций у
меня - это видеоформат, то я сразу теряю с этим правилом почти половину дохода.

Вы скажете, мол, как это? - Почти два года видео выходили без дополнительных костылей и вдруг на тебе. Да, отвечу я, именно так! Приблизительно с июня 2019 г. Дзен явно изменил логику счетчика дочитываний в публикациях. Если раньше, на двухминутном видео среднее время дочитывания было соизмеримым: 1:20-1:40, то с июня время дочитывания упало до 10-30 секунд. Это означало, что на время, пока читатель смотрел видео и не делал движений мышью вверх и вниз для просмотра публикации, счетчик дочитывания был остановлен. Во всяком случае, для видео из Ютуб это так.
(Возможно, для анонсированного позавчера формата видео от Яндекс, счетчик будет работать правильно, да вот, незадача - на видосиках от Яндекса не будет рекламы. Официально.)

Естесвенно, я сразу связался с поддержкой, изложил суть проблемы и даже привел объективные доказательства - статистику с Ютуб, где было четко видно, что по счетчику самого Ютуб, среднее время просмотра моих видео именно с платформы Дзен осталось прежним: 1:20-1:40, а не несколько секунд. Мы углубились в вялую и непродуктивную переписку с поддержкой. Потом мой персональный менеджер поддержки просто стал периодически надолго пропадать и я махнул на эту проблему рукой. С недавних пор на канале новый менеджер поддержки, но с ней я эту тему даже не начинал обсуждать - и так понятно, что из-за меня никто не будет менять логику счетчика времени дочитываний.

Поэтому, я и решил искусственно увеличить время дочитываний видео публикаций методом добавления фото. Но итоге, мне не понравилось как уродливо стали выглядеть мои видео публикации и несколько дней назад я отказался от этой практики. Видео и подкасты снова стали иметь малое время дочитывания и не приносят доход. Тем более, что доход от рекламы и так последние три месяца (ровно с первого июля) обвалился примерно в 2-4 раза по сравнению с предыдущими периодами. Тут я перехожу к еще одной проблеме.


Падение просмотров на канале

Статистика канала по посещениям и просмотрам постепенно ухудшается с начала года. То, что удалось в какой-то мере остановить падение просмотров и вывести канал на плато в апреле - сентябре 2019 г.
можно даже считать успехом. Ниже поясню почему.

График просмотров (помесячно) с Сент'18 по Сент'19
График просмотров (помесячно) с Сент'18 по Сент'19

На Дзен становится все больше новых каналов, а количество интернет-пользователей в Рунете не особо растет. По графику роста количества каналов в Дзен видно, что монетизированных каналов (синий график) каждую неделю становиться больше примерно на 700, а каналов-новичков (красный график) на 3500 (график по новичкам доступен стал мне только с мая этого года). Соответственно, Дзену нужно делить всю свою аудиторию между все более растущим количеством конкурирующих между собой каналов.

График роста каналов (по неделям) с Мая'18 по Сент'19
График роста каналов (по неделям) с Мая'18 по Сент'19

Падение просмотров, естественным образом влияет на падение уровня доходов. Но это меня особо не печалило, ведь всегда остается надежда, что твой канал рано или поздно победит конкурентов и получит новые просмотры. Ведь относительный доход (в пересчете 1000 просмотров) был боле-менее стабилен.


Падение относительного дохода с рекламы
Это меня не печалило до тех пор, пока не стал падать и относительный доход. Это было вызвано тем, что сам Дзен сильно изменил свои же начальные правила работы с авторами, рекламодателями и читателями. Изначально все было просто и честно:

- Дзен, как площадка, предоставляет ресурс для ведения блогов авторам и размещения рекламы в публикациях рекламодателям

- авторы пишут интересные материалы

- читатели, своей активностью, естественным образом делают популярными хорошие каналы

- Дзен активно рекомендует хорошие каналы, чтобы рекламодатель был спокоен за качество контента в котором размещает рекламу

- деньги от рекламы в каких-то долях делятся между авторами и самим Дзеном.

То есть, для авторов работал принцип: "Пиши лучше и чаще - заработаешь больше денег".

С течением времени, все изменилось. Сначала Дзен ввел платное продвижение каналов для тех у кого есть на это деньги. Стало возможным проплатить Дзену за гарантированное количество просмотров целевой аудитории и показать больше рекламы. Это оттянуло на себя часть рекламодателей - зачем вкладывать деньги в баннерную рекламу, если можно размещать рекламу сразу в виде рекламных публикаций?

Потом, Дзен стал вставлять блоки баннерной рекламы не только в публикации авторов, но и в ленту, генерируемую для читателя.
И с этих пор, читатель мог увидеть интересующую его рекламу сразу в ленте и уже не реагировал на неё, увидев её в теле публикации. Эти причины сильно уронили относительный доход (на 1000 просмотров).

А недавно (18.09.19 г.) Дзен анонсировал так называемое "Новое рекламное место". Теперь, начиная с октября 2019 г. целые рекламные публикации можно будет разместить сразу после основного контента авторских статей и комментариев к нем. То есть, если прокрутить статью ниже комментариев (что бывает очень часто при просмотре), с некоей вероятностью произойдет плавный переход сразу в рекламную статью (без клика по рекламному баннеру).

Самое интересное, что за такой переход на рекламу, авторам публикации не будет отчисляться рекламных средств. Это представители Дзен обозначили четко - мол, такой вариант рекламы - это чистое взаимодействие алгоритма площадки и рекламодателя, в котором нет заслуги авторов. Даже не смотря на то, что реклама уводит читателя с канала автора и что читатель был привлечен на эту "рекламодостойную" публикацию трудом автора. Вот так просто - "Бизнес, ничего личного".

Ожидаемо, что с октября аторы еще больше просядут по доходам. Но это еще ладно, не смотря на эти проделки самого Дзена, с этим можно мириться - Дзен придумал правила игры, Дзен их может и поменять. В конце концов, основная задача Дзена как любого бизнеса - это увеличить свой доход.

В любом случае, не смотря на эти уловки, пока что Дзен остается в Рунете идеальной площадкой для авторов за счет алгоритма рекомендаций. Аналогов просто нет. Пока.


Ботовойны

Кроме Дзена, игры с рекламой устраивают и сами авторы. Ради понижения репутации каналов-конкурентов в глазах Дзена, некоторые каналы ведут войны. Они запускают ботов на конкурирующие каналы для скликивания рекламы в баннерах на пару секунд. Такие действия Дзен отслеживает как недобросовестные клики порекламе и может принять меры, вплоть до блокирования канала-нарушителя.

Такое "нашествие" роботов-скликивателей рекламы постигло и мой канал. На графике ежедневного посещения роботов с момента основания канала, четко видно, что примерно с марта этого года моим каналом заинтересовались и "скликиватели рекламы". А их активность в сентябре (особенно чудовищно выглядевшая на фоне падения просмотров)
меня уже пугает, тут не далеко и до санкций со стороны Дзена.
Я просто могу в одночасье потерять канал.

График роста активности ботов на канале с Дек'17 по Сент'19
График роста активности ботов на канале с Дек'17 по Сент'19


"Месячная Аудитория канала"
Следующее кардинальное и недавнее изменение Дзен не так сильно влияет на жизнь канала, но все равно не приятно, а главное - не понятно. Заключается оно вот в чем: изначально, Дзен (хоть и является системой рекомендации контента читателям на основе их предпочтений) уделял важное значение подпискам. Подписчики не гарантированно видели в своих лентах материалы каналов на которые подписаны, но рейтинг каналов был отранжирован именно по количеству подписчиков.

Мой канал входил по количеству подписчиков в Top-500 каналов. Он постепенно поднимался и добрался до 357 места. Но в начале августа 2019 г. Дзен решил ввести понятие "Месячная Аудитория канала". Единицей Аудитории канала считается любой человек, один раз за месяц дочитавший любую публикацию на канале. Даже если больше он ничего на канале не прочел и больше на канал не возвращался.

Теперь возможна ситуация, когда новенький канал с количеством подписчиков в 50 чел., может иметь милионную аудиторию, если имеет раскрученный ВК или Инстаграм, просто размещая ссылки на свой Дзен-канал там. Или может тупо покупать просмотры с внешних ресурсов. Получая на старте в Дзен хорошую "Месячную аудиторию", он таким образов резко увеличивает свои шансы на повышенные рекомендации в Дзен на следующий период.

А самое главное - рейтинг каналов теперь ранжируется по Аудитории. Соответственно, мой канал со свистом вылетел из Top-500 и болтается где-то на 5000-х местах. А ведь часть реально интересующихся каналом читателей приходили и из рейтинга каналов. Но одно дело просмотреть первые сотни позиций каналов в рейтинге и другое - дойти до далеких тысяч. Я апеллировал к поддержке, но понимания не нашел. Понятно, что этот счетчик аудитории Дзену удобен для более широкого показа рекламы людям, приходящим со сторонних ресурсов.

Так что, по совокупности перечисленных проблем, ничего хорошего я не ожидаю не только в следующем году, но даже уже и в ближайшее время.
Я, скрепя серде, принял все эти удары. Пусть даже канал получит меньше просмотров, пусть даже в случае блокировки его публикации вовсе не будут попадать в рекомендации, но у меня же есть Клуб - преданное ядро читателей, которые всегда найдут и прочтут мои материалы.


Степень важности рекомендации
Так я полагал, пока буквально вчера я не получил особый удар - откровение от Дзен после публикации очередного, 71-го подкаста. Эта публикация была сразу ограничена в показах алгоритмом Дзена. Такое бывает изредка. Ничего страшного, можно понять - алгоритм просто не разобрался и увидел что-то запрещенное в безобидной публикации. В таких случаях, когда вижу что публикация не вышла в рекомендации, я просто обращаюсь в поддержку, публикацию проверяет менеджер техподдержки и одобряет.

Но вчера была суббота. У персонального менеджера выходной, да и я отвлекся на домашние дела и обнаружил только через 6 часов, что публикация ограничена. На тот момент, за 6 часов Дзен предложил её к просмотру всего 324 читателям в лентах. Прочли публикацию 201 чел., а дочитываний было только 176 со средним временем 18 сек. На данное время ситуация изменилась и пост кое как пролез в рекомендации (видимо мое письмо отработала поддержка) - сегодня он был рекомендован 4000 раз и набрал еще 100 с небольшим просмотров.

Я прекрасно понимаю, что Дзен - рекомендательная система и как-то легко всегда к этому относился. Но только вчера я понял до всей глубины на сколько и я как автор и вы как читатели зависимы от этих рекомендаций. Ведь получается, что мы все заложники ситуации - пока читателю в ленте не покажут публикацию, ни о каких просмотрах и речи быть не может. Самим читателям, в основной массе своей, даже не любопытно что же там новенького на интересующих их каналах, они просто листают ленту. Попадется любимый канал - хорошо, не попадется - ну и черт с ним.

Я решил выяснить какова величина захода на канал читателей не через рекомендации в ленте, а напрямую: через поиск, через сохраненные ссылки на главную страницу канала и на специально созданную мной "карту канала". Итоги следующие:

Из 176 человек, дочитавших вчера за 6 часов новую публикацию:

- из поиска не зашел ни один (что понятно - публикация просто не могла появиться в базах поисковиков)

- из "Карты канал" тоже ни один, т.к. я просто не обновлял карту.

- осталось понять сколько человек пришли по ссылке на главную страницу. В Метрике Яндекса нет статистики по главным страницам каналов Дзен, там хранится только статистика на конкретные публикации. Я посмотрел сколько человек вчера (всего) зашли за сутки по прямому адресу "Карты канала". Их оказалось 8 чел. И, вообще, за последние 6 месяцев по прямой ссылке на карту канала заходят ежедневно в среднем всего 10 человек.
Это было неожиданно - получается, Карта почти никому не интересна.

Соответственно, вчера на главную страницу канала за 6 часов, чтобы увидеть новую публикацию, не дожидаясь рекомендаций в ленте, могли зайти примерно от 10 (по аналогии с картой канала) до 176 (от числа дочитавших новую публикацию) читателей. Это меня убило. Я понял, что даже если у канала есть более 15000 подписчиков и преданное ядро читателей, то без рекомендаций самого Дзена, публикации канала, практически, никто не увидит.

Поэтому, угроза блокировки канала из-за активности роботов-скликивателей рекламы и прочих козней, стала для меня не просто проблемой, а очень серьезной проблемой - ведь уже год я не публикую новые материалы нигде, кроме каналов на Дзен. И слишком много труда я вложил в свой основной канал про кошек, чтобы внезапно его потерять.


Выводы
Уходить с Дзен со своими материалами мне пока просто некуда. Площадок типа зарубежного Patreon, где можно публиковаться и собирать средства на основе добровольных пожертвований подписчиков, в Рунете пока нет. Но реклама на Дзен становится опасной.

Поэтому:
1. С 1 октября я отключаю рекламу
на всех своих будущих публикациях. За три месяца уйдут из рекомендаций все прошлые публикации с рекламой (официальный срок "жизни" публикации в Дзен составляет не более 3 месяцев). К концу года в рекомендациях останутся только безрекламные публикации.

2. Вариантом монетизации избираю следующий способ:
в каждой публикации буду помещать вот такой блок для добровольного ежемесячного пожертвования на развитие канала. Что-то вроде добровольной подписки на канал.

Это - официальная форма Яндекс.Деньги

- платежи возможно осуществлять из кошелька Яндекс.Деньги, с банковской карты или с телефона (Билайн, МТС и Теле2).

- комиссия: платежи из кошелька Яндекс.Дзен и с банковской карты для плательщика пройдут без комиссии, она будет браться с получателя
средств - меня.
При платеже с телефона, комиссия берется с отправителя
(от 8%).
Поэтому, при платеже с телефона надо будет уменьшить комфортную сумму платежа процентов этак на 10% (чтобы комиссия как бы взялась с меня).

- по умолчанию сумма будет установлена в 100 руб.

- оплата не обязательна и сугубо добровольна - каждый читатель сам должен решать доволен ли он содержанием публикаций на канале за месяц и хочет ли он поддержать канал единственным за этот месяц платежом.

- сумму можно уменьшать до комфортного значения

- сумму не рекомендую увеличивать, это должна быть доступная для ежемесячного платежа сумма. Вроде порции мороженного или пачки недорогих сигарет.

- прошу не перечислять средства за "прошлые заслуги" канала - за те времена я уже получил средства от рекламы.


3. Прошу так же понимать, что:

- я не стеснен в средствах, имею основную работу и она - источник основного моего дохода

- я не собираю деньги на лечение или на еще какие-то социальные нужды

- я лишь монетизирую свое творчество

- я не перестану публиковать истории, если конкретно Вы не заплатите


4. Кроме этого, я не знаю как Дзен станет ранжировать и рекомендовать публикации монетизированного, но с отключенной рекламой канала. Поэтому, для поиска новых публикаций, прошу чаще заходить на главную страницу канала или на Карту канала (постараюсь обновлять её чаще).

Вот эти ссылки, сохраните их в Избранном или в постоянных вкладках:
Главная страница канала
Карта канала

Очень прошу высказаться в комментах!
Я буду рад любой обратной связи.
От "Гори в аду!", до одобрения и совета.