Уже вдоволь устав от блеска столичной жизни Санкт-Петербурга и городской суеты мегаполиса, возвращаюсь ранним воскресным утром обратно в привычную мне провинцию в Тверской области, в уездный и захолустный маленький Осташков. Две недели отпуска проведённые здесь, пролетели будто два дня. Время 5 часов утра. Ночь ещё и не думает уступать место новому дню, вернув ему свои законные права. Очень холодно. Судя по мокрому асфальту, похоже, что прошёл дождь. Такси уже пунктуально ожидало в назначенный час у парадной. Загрузив в автомобиль багаж и удобно расположившись в кресле, ехал наслаждаясь ночными сюжетами Петербурга.
Практически пустынные в столь ранний час улицы позволяют очень быстро промчаться по ним без особых помех, пришпорив "коня". Ночная Нева завораживает шириной своих просторов в отблеске многочисленных ярких огней всё ещё спящего большого города. Чёрная холодная гладь воды, торжественные величественные мосты, свет фонарей хорошо освещенных проспектов и улиц, яркие витрины магазинов, кафе, вывески гостиниц, салонов и ресторанов.
Не успел даже и подремать в такси как уже прилетели на Московский вокзал.
"Базар-вокзал". Вечно не спокойное суетливое хозяйство и круглосуточная толкотня туда-сюда. Толпы людей, спешащих куда-то чтобы не опоздать на свой поезд или высыпающиеся как муравьи из вновь прибывшего. Вокзальные сцены долгожданной теплой встречи и тоскливых любовных расставаний. Огромные столпотворения "однолицых" китайских туристов, как штрих к современной картине вокзальных будней нынешнего Петербурга.
Высокоскоростной сдвоенный электропоезд "Сапсан" отправлением на Москву уже принимал на посадку своих первых пассажиров. До провинциального Бологое на этом быстроходном экспрессе отсюда чуть меньше 2 часов ходу. Скорость и время стали сегодня подвластны в определённой степени человеку и лишь расстояние так и остаётся неизменной константой.
Шустро летит "Сапсан" по бесстыковому бархатному пути главного хода Петербург-Москва, плавно покачиваясь лишь при отклонении по стрелочным переводам при прибытии на станцию Бологое. Стоянка поезда всего 1 минута. Нужно скорее спешить к выходу.
"Построенные по единому плану станции великолепны. В их архитектуре удачно сочетаются красные тона кирпича и белый камень".
Теофиль Готье "Путешествие в Россию" (1852г.)
Покинув роскошный столичный экспресс, ожидаю свой скромный далеко не фирменный пригородный поезд №6691 сообщением Бологое-Осташков. Какой жизненный контраст! Поразительно. Всего пару часов отделяют огни огромного ночного мегаполиса от тихой, вечно не благоустроенной, но такой спокойной и размеренной жизни в тверской провинции.
"А вот и поезд, без претензий войду не в фирменный вагон".
Но на самом деле пойду не в вагон, а попрошусь у своих коллег, предъявив служебное удостоверение, расположиться в задней кабине могучего лайнера стальных неэлектрифицированных магистралей - тепловозе ТЭП70. Он и потащит наш маленький поезд через Осташков и дальше уйдёт на Великие Луки, лишь сменив на 113 км в Осташкове локомотивную бригаду.
Забрался на тепловоз. Всё, здесь теперь я как дома. Привычная для меня обстановка, без которой даже успел уже и соскучиться. 09:40 пора отправляться. Мощный ТЭП70, взревев огромным 16-ти цилиндровым дизелем, под характерный нарастающий гул набирающего обороты турбокомпрессора, плавно трогается с пригородным поездом с первого главного пути станции Бологое-Московское.
Вот уже озёрный край и станция Бологое-Московское остались позади. Только опробовали на 5 км автотормоза, как уже не спеша вкатываемся на рядом расположенную станцию Бологое-Полоцкое (раньше она называлась Бологое-2).
Большой такой грузовой парк, но практически заброшенный, используется для отстоя лишь пара путей. До недавнего времени здесь также находилась база запаса локомотивов. Много чего интересного на ней было можно увидеть в прежние времена. От стареньких тепловозов 2М62, ТЭМ2 и электровозов ЧС2Т, ЧС6, до раритетных теперь уже послевоенных "лебедянок" - паровозов серии Л.
Именно отсюда и начинается эта удивительная заповедная Бологое-Полоцкая дорога, уходящая за Великими Луками на Белоруссию.
Золотая осень здесь уже в самом разгаре. Кроны клёнов пестрят яркими желтыми и бурыми листьями. Природная идиллия. Лучшая на мой взгляд пора на этой дороге. Отправляемся дальше по ней в путь. С Богом!
Прибыли на платформу разъезд 14 км. Разъезда здесь уже давно нет, но остановочный пункт так и называется. Лишь торчащие до сих пор из земли остатки шпал от второго пути говорят нам о том, что это действительно так здесь и было.
Да, на этой дороге нет роскошных экспрессов, устремлённых в столицу. Она в стороне от потоков цивилизации, делает своё дело скромно, словно мастеровой осташ.
Проезжая на поезде под тепловозной тягой по Бологое-Полоцкой дороге, после "вылизанного" главного хода, очень четко и контрастно видишь огромную разницу и вскоре понимаешь, что это совершенно иной, своеобразный мир. Эта полувоенная однопутная железнодорожная ветка, без контактной сети, местами заросшая вплотную лесом и бурьяном трав под откосами. Неухоженная и отрешённая, с Богом забытыми маленькими пустынными станциями, закрытыми разъездами и песчаными платформами остановочных пунктов прямо в лесу посреди перегона.
Чаще стал слышен стук колёс, подъезжаем к бывшей станции Шлина. Стрелки ведущие на недействующие боковые пути уже давно здесь разобраны. Под скрип тормозов поезда останавливаемся на безлюдной платформе. Ни души. Только гул рокочущего дизеля тепловоза. Хотя летом здесь почти всегда есть пассажиры.
Осенний лес всюду запестрел и ярко играет разнообразными желто-рыжими оттенками. Тёмные ели обнимают густыми хвойными лапами, словно своих давних подружек, белоствольные березки, уже вовсю стоящие в золоте или всю увешанную плодами гроздьев красавицу рябину.
Станция Баталино с типовым деревянным теремком вокзала. Таких совсем немного в первозданном виде сохранилось здесь на всей линии в 310 км от Бологого до Великих Лук.
Соседнее Куженкино, что мы только недавно проезжали, да заброшенное за Торопцем милое запустение в Скворцово могут ещё похвастаться подобной служебной архитектурой.
Бывший разъезд 48 км с типовым домиком путейской казармы, служивший здесь когда-то зданием вокзала. Дежурного при нём нет, забиты наглухо все окна окна и двери. И лишь оставшиеся маневровые светофоры да ручные стрелки, ведущие с главного пути на примыкание к леспромхозу говорят нам о том, что здесь когда-то в этом краю трудились железнодорожники.
Идёт и идёт валко поезд, лишь иногда вдруг вздохнёт и полминуты сходу остановится у совсем одинокого полузаколоченного дома - какой-нибудь столетней железнодорожной казармы с несколькими печными трубами на крыше и неусыпаемо красивым рисунком досок, со слабой тропинкой в развалившийся двор, протоптанной мимо высаженного когда-то рядка тонких лип за лавочку и поваленный штакетник, под тряпичное бельё на веревке, в вечную бедность и ветхость, в тот край, где Бог существовать велел.
А.Б. Вульфов "По Бологое-Полоцкой".
На станции Фирово как обычно в это время в 11:09 предстояло скрещение со встречным "вагончиком" из Осташкова, следующим на техническое обслуживание в Бологое. Половину пути из Бологое уже проследовали.
Дальше, после станции Фирово, начинается огромный перегон до самого Осташкова протяженностью в 56 км. Ни действующих станций, ни разъездов здесь больше не осталось. Все закрыто на рубеже веков в период лихолетья: Горовастица, Чёрный Дор. Разобраны пути на запасных разъездах 65 км, 84 км, 99 км, 104 км.
Глухие места, мало чем отличающиеся по характеру от сибирской тайги. Огромные протяженные клюквенные болота как например Лебяжье, да густые непроходимые тёмные леса многочисленных, петляющих среди берёзового лома бобровых запруд, лесных речек и ручьев с чернеющей водой.
Лишь на приближении к Осташкову, на 103 км после проследования живописной реки Сорога, можно будет почувствовать приближение человеческой цивилизации. До него отсюда уже можно сказать рукой подать.
Въезжать в родной Осташков по высокой насыпи, на фоне просторов селижаровского и осташковского плёсов озера Селигер, всегда особенно радостно и торжественно.
Сойдя с поезда на платформу в Осташкове, совершенно по иному, нежели в некогда столичном Петербурге, начинаешь чувствовать неспешный и ровный ритм провинциальной жизни. Время здесь словно останавливается на часах. Будто и не 21 век на дворе, а только 19 или 20-й. Настолько сильно ощущается контраст жизни и её восприятие от столь быстрого перемещения в пространстве через без малого полтысячи километров из Петербурга в Осташков, какие-то считанные часы. В 06:50 мы только отправлялись на молниеносном "Сапсане" из суеты людской Московского вокзала в северной столице, как уже в 12:30 оказались в своём маленьком провинциальном городке, наполненным запахом дыма от печных труб, крикливым шумом домашних уток и гусей, безлюдьем глухих переулков и улочек без асфальта, в ямах и лужах непролазной грязи, после проливных дождей...
Россия - страна контрастов, так часто теперь говорят.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК