Документальные фильмы со временем сами могут стать предметом рассмотрения. Они рассказывают о времени создания порой даже больше, чем непосредственно о выбранной авторами теме. В 1943 году Центральная студия кинохроники выпустила докфильм “Сталинград”. У меня нет сведений о том, видел ли Уинстон Черчилль другие ленты о волжской твердыне, но эта ему якобы очень понравилась.
В фильме использовалась как наша, так и немецкая хроника. Мощь пропагандистской машины Германии в то время уже достигла невероятного уровня: на фронтах работали две тысячи сотрудников киноиндустрии. Практически каждый день выпускали по новому фильму небольшого хронометража. Согласно данным Высшей школы экономики, к 1944 году насчитывалось уже 5 миллионов военных кинодокументов.
Конечно, “Сталинград” имеет все типичные черты кино тех лет. В начале - упоминание Ленина. В конце - обязательная ода Сталину, которому отводится главная роль в победе. При этом над фильмом работали очень заметные люди: текст написал Василий Гроссман, прочитал его Юрий Левитан, звучит песня на музыку Лебедева-Кумача.
Само изложение хода боев интереса не вызывает. О течении главной битвы в истории человечества знает каждый, у кого было желание что-то почитать или посмотреть о Сталинграде. Есть современные фильмы, гораздо точнее и содержательнее рассказывающие о сражении. Впрочем, хронику они нередко берут из этой работы 1943 года. В том числе и момент с воссоединением фронтов. Конечно, это художественная реконструкция, снятая чуть позже. Никакого оператора в конце 1942 года в этой заснеженной степи не было, не до того.
Любопытны кадры довоенного Сталинграда - удивительного города, которого больше нет. Четырехвековая история Царицына-Волгограда была стерта за несколько месяцев. Уничтожены были не только здания, но сгорели и архивы.
Трогают запечатленные эпизоды военного затишья. Вот солдат делает масляные лампы из снарядных гильз. Это их тусклый свет позволял написать несколько строк на бумажке, которая потом потертым треугольником дойдет до дома. Фитили делали из портянок.
Возможно, впервые на экране появились легендарные “Катюши”. В детстве я думал, что именно такое чудо-техники выходило на берег в известной песне. Здесь же “Катюша” передает привет немцу. Пусть услышит, как она поет!
Германская съемка пригодилась для эффектного монтажа в финале. Сначала мы видим, как гитлеровцев награждают Железными крестами за взятие Парижа. А потом кресты на могилах: “Так их наградили в Сталинграде”.
Кстати, в песне Бориса Мокроусова уже в 1943 году звучит слово "город-герой". Официально такая степень отличия появится позже.
Над великою русской рекою
Неприступный стоит часовой.
Это город-солдат,
Это город-герой,
Это наш Сталинград боевой!
Читайте также: Каким мог бы стать Сталинград