Роберт Уиттман — агент ФБР на пенсии, долгое время работавший под прикрытием и занимавшийся расследованием преступлений в сфере искусства. Удивительно, конечно, как человек 20 лет использовал одно и то же имя, сажал пачками преступников, на пресс-конференциях ФБР сидел в конце зала, а потом шел на новое дело. Я понимаю, что нет консолидированного сообщества воров произведений искусства, но ведь никто не слил информации типа «а знаете, вот X работал с Бобом и Боб оказался агентом под прикрытием, вот его фото».
Что интересного?
1. ФБР уже не торт, ужасно забюрократизированное учреждение. Преступлениями в сфере искусства занимается горстка людей, потому что продвижение по службе и все лавры в других отделах, например, в борьбе с терроризм. Хотя после возвращения шедевров получается хорошая пресса. Еще удивило, что за кражу произведений (даже жутко дорогих) дают очень маленькие сроки.
2. Уиттман стал агентом ФБР поздно, после 30, это была его детская мечта. До этого работал в продажах, и этот опыт считает самым ценным для работающего под прикрытием (втереться в доверие → продать → предать).
3. Основа расследования — получили наводку и работа под прикрытием (иногда очень долгая и иногда параллельно на нескольких делах — хотя это и запрещено). Хотя автор работал в девяностые и нулевые, все равно ожидаешь (после всех сериалов) большую роль технологий. К 90% ограблений причастны свои (работники музея, охранники). Один из работников Пенсильванского исторического общества вынес за 8 лет более двухсот экспонатов.
4. Самое важное для этого типа преступлений — вернуть ценности, а не посадить людей. Известны случаи, когда ценности уничтожались, чтобы замести следы (сердобольная мать одного преступника утопила Рембрандта в болоте).
5. Правило у агента под прикрытием одно — ври как можно меньше. Чем меньше врешь, тем меньше придется запоминать. Поэтому он работает под своим именем — Боб (это помогло, когда сосед окрикнул его при случайной встрече в аэропорту).
6. В благодарностях Уиттман пишет «спасибо моему другу Денису Бозелле, о котором я думаю каждый день». В 1989 Уиттман подвозил домой своего пьяного коллегу, но ослепленный светом другой машины на развязке налетел на бордюр и машина перевернулась. Денис скончался в больнице. А потом Уиттмана таскали по судам, потому что в больнице перепутали анализы мочи: в пробе Уиттмана промилле зашкаливало. Решающим доводом на суде стала математика: разница в пробах Уиттмана и его друга оказалась в рамках статистической погрешности одной пробы (т.е. Уиттману приписали повторный анализ Дениса).
Что такое «операция "Шедевр"»?
Это название расследования, пожалуй, самой громкой кражи произведений искусства XX века — ограбления бостонского музея Гарднер. Об этом читайте во второй части статьи.
***
Пишу лонгриды здесь (подписывайтесь и вот это всё), записки и выписки — в моем телеграм-канале.