Найти в Дзене
Филоложка

Покаяние в христианской традиции

Без чего невозможно покаяние? Обязательно ли каяться перед священником?

Иисус Христос, Иоанн Креститель, обращаясь к иудеям, начинали свою проповедь со слов: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное". Правда, ни Христос, ни Иоанн Креститель не говорили, чтобы каялись лично ИМ....

Нагорная проповедь Христа. Изображение из открытого источника.
Нагорная проповедь Христа. Изображение из открытого источника.

Прежде чем идти к священнику, конечно, покаяться нужно перед самим собой и перед Богом. По-гречески слово "покаяние" звучит как "метанойя". В буквальном переводе это означает "перемена ума, внутреннего состояния". Это изменение собственных взглядов на мысли, поступки, пристрастия.

Возникает закономерный вопрос: а зачем тогда священник?

Для христианина этот вопрос решается, во-первых, авторитетом Священного Писания. Сам Христос сказал апостолам: "Даю вам дар Духа Святого. Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе" ("Что будет прощено вам на земле, то будет прощено и на небе").

Во-вторых, существуют две большие разницы между покаянием наедине с собой (пусть и перед небом, природой) и покаянием перед живым свидетелем. Первое - это не более чем проявление сентиментальности. Второе - это еще и готовность услышать стороннюю оценку своим деяниям в соответствии с церковной христианской традицией.

Таинство исповеди. Православная икона. Изображение из открытого источника.
Таинство исповеди. Православная икона. Изображение из открытого источника.

Условия действительности таинства покаяния:

  1. Искренняя вера.
  2. Готовность открыть душу до конца. Это не означает обязанность принести "отчет о дурно выполненной работе" за n-е количество лет. Принести нужно то, за что действительно болит сердце, из-за чего неспокойна совесть. Если сокрыта хотя бы малость, недействительна вся исповедь.
  3. Внутреннее обещание не совершать больше тех грехов, в которых раскаиваешься. Это условие обнаруживает ложность, несоответствие христианским канонам пословицы "не согрешишь - не покаешься; не покаешься - не согрешишь". Конечно, человек не может твердо обещать, например, перестать злиться, быть жадным и т.д. Но, по крайней мере, он должен выразить искреннюю готовность избавляться от таких пороков. И уж точно не может рассчитывать на высшее прощение, например, вор, который, каясь, точно знает, что, выйдя за стены храма, продолжит свой греховный путь.
  4. Если от совершенных грехов пострадали другие люди, покаяться нужно не только перед Богом, но и перед ними.

Если все условия соблюдены, покаяние совершится, то человек перейдет в другое сущностное состояние, испытает великую душевную радость.

С появлением света рассеивается тьма. Когда является покаяние, уничтожается грех. (Иоанн Златоуст) .