Найти тему
Культурная Карта

Nirvana. Театр в моей голове

Оглавление

«В театре работает зритель. Не надо ему мешать»

Этот спектакль меня держит до сих пор, живёт в моей голове, отвергая любые формулировки ощущений и впечатлений. После просмотра я долго пребывала в эстетической нирване. Радовалась, когда могла объяснить какую-то сцену. Грустила, вспомнив кого-то, кто мог стать прототипом героя, кто не устоял, не дожил до взрослого человека, не увидел то, на что мы уже не смотрим, потому что привыкли. Плакала и думала, что таким и должен быть современный спектакль. Встряхнуть. И не отпускать какое-то время. Зачем пена? Почему банка? Когда включат свет? На сцене всё время темно, как и тут (стучу пальцем по виску). Только проблески — то ли фары от машин, то ли светлячки, то ли прожектор или софиты. На протяжении всей жизни свет может быть разным. Он, как краска в руках мастера. А мы сидим в зрительном зале и картины сами мелькают перед нами, одна за другой. Что хотел сказать художник?

"Курта Кобейна убило не ружьё" (Юрий Грымов). Фото Bez Kosmosa (ВК)
"Курта Кобейна убило не ружьё" (Юрий Грымов). Фото Bez Kosmosa (ВК)

Быть живым прикольно. Под таким девизом в театре «Модерн» состоялась премьера театрального сезона ― документальный спектакль «Nirvana».

У этой биографической драмы очень интересная предыстория. 15 лет назад в этом спектакле по постановке Юрия Грымова главную роль играл Найк Борзов. Он знал, о чём говорил, знал, как можно показать долбанного музыканта. Но время шло, менялись люди. Найк уже не тот. И слава богу. А спектакль не потерял актуальности. Акцент по-прежнему на личности, на внутренних переживаниях мальчишки, чья судьба во власти наркотика с самого детства!

«Ни в одних дневниках, по большому счёту, драмы нет»

В роли Курта Кобейна в современной постановке молодой артист Богдан Щукин. Внешнего сходства почти нет. Ну разве что рубаха в клетку, штаны из личных запасников режиссёра и эти белые локоны, спадающие вниз ― за взглядом, за песней, к гитаре.

Фото Чо Полино (ВК)
Фото Чо Полино (ВК)

Богдан уверен, что работа над ролью не заканчивается премьерой. Это живой процесс. Каждый раз после спектакля и контакта со зрителем что-то меняется. На встрече после спектакля какая-то дама в возрасте вдруг сказала: «Говорят, чтобы хорошо сыграть, надо прожить жизнью героя, попробовать…».

― Я сам из Пермского края, из маленького городка ― почти Абердин, откуда родом Курт Кобейн. В 12 лет я видел таких людей, они делали это в нашем подъезде, они были у нас дома, как друзья моих родителей, воровали мой крестик, чтобы купить дозу. Это страшно. Никогда в жизни не пробовал. Наблюдал.

― Да и наблюдать совсем не обязательно, ― говорит режиссёр. ― Мы находимся в категории художественного изложения... это даже не кино, где образ будет более документальным. Мы же в театре. Вы видите наше обобщение того, как всё могло бы выглядеть.

Встреча со зрителями после премьеры 17 сентября. Фото Анжелики Лукиной
Встреча со зрителями после премьеры 17 сентября. Фото Анжелики Лукиной

Кортни Лав совсем не похожа на ту самую, которую все видели рядом с Кобейном. В спектакле это совсем другой образ. Кортни от Анастасии Сычёвой озорная, колкая, даже острая, но временами беззащитная, которую хочется обнять, да, и пожалеть. Никаких отношений с творчеством, только внутренние терзания, взросление, осознание материнства, понимание временности и мгновенности счастья.

― Сыграть отмороженную стриптизёршу просто. Мы хотели пойти дальше, отойти от образа жены-мамы, ― говорит Юрий Вячеславович. ― Поэтому на сцене два одиночества, равных перед обстоятельствами, два полуребёнка с наркотическим детством, зелёнка на коленке и прыщавый пацан. Нам не нужна здесь другая линия. Главный тут всё же Курт Кобейн. И его незащищённость, которая ведёт к вопросу «Быть или не быть? Делать или не делать?».

Фото Анжелики Лукиной
Фото Анжелики Лукиной

«Почему не Битлз? Всё впереди»

Весной в театре был предпоказ. Пригласили друзей, близких и… специалистов, которые могли бы подсказать, если что не так.

― Мы боялись перейти черту, ― признаётся Юрий Вячеславович, ― и тогда, и сейчас. Исполнять роль Драга, показать грань между человеком и нечеловеком ― очень сложно.

На что зритель, оказавшийся психологом, работающим с наркозависимыми, аплодировала стоя. Ведь режиссёру и артистам удалось аккуратно пройтись по теме наркотиков, сделав упор на человеческой природе, в этих психологических джунглях, где так легко гуляет Драг. Зрителю нужно было определить своё отношение к образу сомнительного Друга в исполнении Юрия Анпилогова. Ещё немного и мы бы полюбили его.

― Мы ни разу не говорим здесь, про что мы поём, ― говорит Юрий Грымов. ― Главное, чтобы получалось, что его муки не вписываются в романтический образ музы. Его музы ― его страдания, наезд средств массовой информации, взаимоотношения с зависимостью, разочарования, суды. Об этом человек и страдает, и рвёт струны, и падает в обморок, и нажирается… это всё об этом.

Фото Анжелики Лукиной
Фото Анжелики Лукиной

Это спектакль ещё долго будет держать зрителя, который вдруг нашёл в нём что-то своё. Прошло мимо тебя? И хорошо. Но ведь песни «Nirvana» цепляют! Нравятся? Они же до сих пор в твоём плей-листе. А ведь Курт Кобейн совсем не герой, далеко не «Битлз» (хоть и в одном рекомендованном для прослушивания списке). Почему тогда? Говорят, на предпремьерном показе было много слёз. Проблема оказалась знакомой ― по друзьям и близким. Кстати, плакали ещё и потому, что было обидно, ― такие люди и такая музыка.

Анжелика ЛУКИНА, фото автора, Чо Полино и Bez Kosmosa