Был такой старый анекдот о приезде в Нью-Йорк папы римского. Сенсация: католический понтифик в протестантской Америке. В аэропорту толпа журналистов прямо у трапа самолёта засыпает папу вопросами. Он отвечает на все. И вдруг кто-то спрашивает папу, собирается ли он посетить в Нью-Йорке публичный дом. На что папа ехидно отвечает наивным вопросом: "А что, в Нью-Йорке есть публичные дома?" В тот день все нью-йоркские газеты вышли с аршинными заголовками:"Первый вопрос папы в Америке был, есть ли в Нью-Йорке публичные дома?"
С одной стороны всё правда. До этого вопросов он не задавал, а только отвечал. И это был первый вопрос. А с другой стороны - ложь и передёргивание, игра двусмысленностью.
СМИ и Интернет переполнены подобными лживыми двусмысленностями . Вот скажите, что вы подумаете, прочитав такой заголовок: "Скоропостижная смерть Цымбалюк стала неожиданностью"? Любая скоропостижная смерть - всегда неожиданность. Потому так и называется, и это не новость. Новость в том, чья смерть. И фамилия названа. Только фамилия. Без имени. А значит, имя вы все уже знаете. И вы, конечно подумали, что речь идёт о Виталине Цымбалюк-Романовской, чей развод с Джигарханяном и роман с Прохором Шаляпиным уже год кормит всю жёлтую прессу. Неужели-таки умерла? Не пугайтесь. Она жива и здорова. Умерла Ирина Григорьевна Цымбалюк, главный специалист по технике безопасности во МХАТе им.Чехова. Человек заслуженный и достойный, которого недобросовестный автор заголовка мимоходом мазнул, заставив читателя вспомнить о скандальной однофамилице.
Другой пример. Что вы подумаете, прочитав следующий подробный заголовок: "Сдали нервы: муж смертельно больной Заворотнюк объявил об уходе". Что подлый мужчина бросил заболевшую жену? Напрасно. Эту гаденькую мысль вам внушил недобросовестный автор заголовка своей двусмысленной формулировкой. А на самом деле речь шла о том, что фигурист Пётр Чернышёв уходит из ледового шоу для того, чтобы больше уделять внимания больной жене.
Количество примеров можно умножить, достаточно окинуть взором пространство сети. Заголовщик старается привлечь к своей новости побольше внимания. Вставив провокационную двусмысленность, бросив тень на очередную жертву, он довольно потирает руки: как я его, а?!
И действительно, как он нас, а?