Найти тему
А.И. Алёхин

Насреддин тоже был прав

Лет 30 назад читал я сборник анекдотов о Ходже Насреддине. Смешные истории. Прочитал, посмеялся, забыл. Но один из них врезался в память и часто вспоминается.

https://pp.userapi.com/c845420/v845420965/1fad3f/lb_fF_J-0VI.jpg
https://pp.userapi.com/c845420/v845420965/1fad3f/lb_fF_J-0VI.jpg

Приходят к Насреддину два соседа и просят разрешить их спор. Насреддин выслушал первого из них и сказал: "- Ты прав". Потом выслушал второго и сказал: "- Ты прав". Удивлённая жена сказала Насреддину:" - Но так ведь не может быть. Они ни в чём не согласны друг с другом, а ты обоим сказал, что они правы". Ходжа подумал немного ,а потом сказал:"- И ты права."

Казалось бы: смешно, потому что глупо. Но если подумать немного, то приходишь к выводу, то Насреддин тоже был прав. И в этом народная мудрость. Потому что это выход за пределы формальной логики в логику диалектическую.

Истина не может быть однозначной. Любое явление противоречиво. в любом споре сталкиваются две правоты. Мы же стремимся однозначно определиться: которая из них наша. Я достаточно давно читаю статьи в Дзене и комментарии к ним. И меня всегда удивляют люди, которые считают свою точку зрения единственно возможной. А если кто с ними не согласен, то это потому, что он просто недоучка, купленный и не той сексуальной ориентации.

Истина всегда есть столкновение противоположностей. И если мы не видим этой диалектики, мы обречены на ложные толкования. Распадается семья. Начинаются выяснения, кто из супругов виноват в этом распаде, а кто невинная жертва. Если брак был принудительным для одной из сторон, то эта сторона была жертвой уже при заключении брака. Но если брак был добровольный и всё-таки распался, то виноваты всегда обе стороны. Недолюбили, не были достаточно внимательны, не почувствовали вовремя перебои пульса, не захотели признать,что может быть правота прямо противоположная их правоте.

То же самое в социальных отношениях. Каждый человек стремится (и должен стремиться!) отстаивать свои интересы. И если он это делает - он прав. Но в капиталистическом обществе отношения собственников и трудящихся прямо противоположны. Поскольку борьба отдельного рабочего с отдельным собственником бесполезна, нужна классовая борьба. И неизбежная диктатура того класса, который побеждает. А диктатура - это силовое навязывание другим своей правоты, своих интересов.

То же самое в международных отношениях. Правота в отстаивании государственных интересов. Диктатура как силовое пробивание своих интересов. И заметьте, по-своему - все правы. По-своему. Не по-всехному.

Потому что всехного не бывает.