Внезапно тела танцоров замирают, попав в белый прямоугольник света. Напряжение и дрожь в их лицах, стремительно перерастающие в крик. Но этот крик мы на самом деле не слышим. Мы видим только широко открывающиеся рты танцоров на фоне постоянно повторяющегося белого шума, а затем - полная тишина.
Десятиминутная постановка коллектива Boy Blue Entertainment из восточного Лондона, выполненная в стиле хип-хоп «Blak Whyte Grey» была представлена на Эдинбургском международном фестивале. Выше был описан завершающий фрагмент первой части спектакля «Уайт», который исполняют три танцора в смирительных рубашках большого размера. Их танец, выполненный в старой технике хип-хопа «Робот», представлял собою механические движения, будто контролируемые внешними силами.
Неслышимые крики символизируют притеснения, тюремные заключения и небезопасное существование меньшинств в прошлом и настоящем. Вспомните о колониализме, рабстве, сегрегации, Трампе и Black Lives Matter - мощном послании в смутные времена, особенно после недавних сцен насилия в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния.
Майкл «Mikey J» Асанте, композитор и художественный со-директор шоу вместе с хореографом Кенриком «H₂O» Сэнди, после перфоманса рассказал, что образы выходят за рамки расы или этнической принадлежности, и не являются прямой цитатой его опыта проживания в Великобритании как черного человека. «В нынешнем политическом климате, где власть у Трампа и Брексита, есть много людей, согласных с идеей, что их голос не будет услышан», - говорит он.
Конечно, это можно интерпретировать по-разному - не иметь голоса, быть лишенным голоса или оставаться неуслышанным. Но в таком случае танец с политическим подтекстом и театр часто могут стать общественной силой, не делая прямых заявлений. Как говорит Асанте, политика - это всегда вопрос восприятия.
Начало перфоманса повествует о своде ограничений и сопровождается электронной музыкой, а далее спектакль представляет собой путешествие в мир, как называет его сам Асанте, «органичного» движения и музыки. Кульминацией этого действа является некое подобие весёлого праздника, когда восемь танцоров падают и будто выходят из строя, словно наконец обретая контроль над своей жизнью и телами.
Маски народов Ганы возвышаются над головами танцоров. Они являются еще одним визуально потрясающим символом, который, как объясняет Асанте, используется на традиционных церемониях в Гане в качестве сосудов для предков. Что наводит нас на мысль, что не только репрессированные люди в настоящем являются частью этого движения за освобождение и выживание, но и люди из прошлого.
Власть зрителя
В других сценах образы «Blak Whyte Grey» намеренно остаются абстрактными и загадочными. Это режиссерский ход, который позволяет передать власть зрителю. «Именно ваш жизненный опыт подскажет вам, какую политическую ценность несёт перфоманс, зрителем которого вы являетесь», - говорит Асанте.
В каком-то смысле молчаливый крик воплощает эту идею: отсутствие повествовательного голоса направляет зрителей, но не определяет исход их путешествия. Это заставило меня задуматься о «Возвращении материальных людей» Шобаны Джеасингха, еще одном недавнем превосходном танцевальном спектакле, исполняемом в технике хип-хоп и отсылающем нас к колониальной истории. «Материальные люди» - это перфоманс, представляемый двумя танцорами, в котором политика рождается в результате объединения двух разных танцевальных стилей: классического индийского танца, исполняемого одним танцором, и хип-хопа, исполняемого другим.
Голос за кадром и фрагменты фильма, появляющиеся в определённые моменты спектакля «Материальные люди», ещё более усиливают танцевальное повествование, отсылающее нас к истории наёмного труда, вынужденной миграции и жизни в индийской диаспоре.
Это две равноценно мощные работы, несмотря на то, что в основе спектакля «Blak Whyte Grey» лежат более абстрактные образы, и мы ни в коем случае не говорим об абсолютах: послание «Материальных людей» оставляет пространство для сиюминутной зрительской интерпретации, а «Blak Whyte Grey» ведёт своего зрителя, предоставляя ему полный информации визуальный ряд.
То, что представляют эти две постановки - это диапазон возможностей сделать современный танец политическим. Спектакль «Материальные люди» получил высокую оценку критиков, а «Blak Whyte Grey», дебютировавший в январе в Барбикане в Лондоне, был номинирован на премию Оливье.
Как и театр, а возможно даже больше, потому что природа танца - это физическое движение, танец может не делать прямого заявления, чтобы быть политическим. Это все изначально заложено в танце, как, например, в хип-хопе, культурном течении, объединяющим карибские, африканские, южноамериканские и другие традиции.
Что несёт в себе современный политический климат? Пока американский президент защищает крайне правых протестующих, показы перфоманса «Blak Whity Grey» были отменены в Эдинбурге, потому что сирийским артистам было отказано в визах. И это происходит потому, что театр, перфоманс и танец объединяют артистов и зрителей, что является перспективой общества. И не важно, какой ты - Чёрный, Белый или Серый -становится невозможным игнорировать то, что происходит перед тобой.
Автор: Michael Bachmann
Перевод: Марина Медведева