Сегодня я решил посвятить текст очень неоднозначному человеку, который не смотря ни на что является самым эффективным менеджером превратившим соревнования на болидах Формула 1 в успешный проект с многомиллиардными прибылями. В конце января позапрошлого года Берни Эклстоун покинул официальный пост руководителя гонок, а права перешли к американской компании Liberty Media. Что же это за человек, и как ему удалось пройти путь от продавца подержанных автомобилей, до крупнейшего магната?
Интерес к автоспорту молодой Берни Эклстоун, тогда в 1949 ему было 19 лет, испытал став пилотом Формулы 3. Увы, проявить себя в этом качестве ему не удалось, четыре года безуспешных попыток выиграть закончились разочарованием и уходом из серии. Берни решил попробовать себя на посту менеджера. И все было бы хорошо, но его подопечный Стюарт Люис Эванс скончался после аварии на очередном гран-при 1958 года, и Эклстоун покинул автоспорт на долгие 10 лет. Но он ушел что бы вернуться. Став вновь менеджером очень перспективного пилота Йохена Ринда который был единственным небританцем в команде Лотус Колина Чепмена. Увы, Риндт стал таки чемпионом, правда он вошел в историю как единственный пилот завоевавший этот титул посмертно. Берни вновь уходит из гонок. Но жажда быть первым побеждает и в 1972 он не только приобретает команду Бребам, но и вместе с бывшим пилотов Формулы Максом Мосли создает ассоциацию конструкторов Формулы 1(Фока).
Эклстоун планомерно шел к тому что бы превратить гонки из обычных покатушек в действо к которому прикованы миллионы глаз, где за право проведения гран-при борются целые страны, а рекламные бюджеты приносят миллиарды. Прямой конфликт с другой федерацией только закрепил лидерство Берни и к 1995 году он сосредоточил в своих руках фактически все коммерческие рычаги Формулы. Став генеральным директором формулы и даже вице-президентом FIA. Он наполнил мир автогонок интригами, скандалами. Именно он заключил партнерское соглашение с командами до 2020 года по которому они будут обязаны учавствовать в серии. С именем Эклстоуна связана и масса скандалов. Были и взятки и попытки подкупа и судебные расследования, одно чуть не закончилось для немолодого британца плачевно. Он перенес серьезную операцию на сердце. В общем за 40 лет, что он руководил гонками они от этого только выиграли. И может быть именно благодаря ему Формулу Один именуют королевой автоспорта.
Кто то обвинит Эклстоуна в алчности, но он действительно показал себя как эффективный менеджер и талантливый бизнесмен. Он сделал соревнования зрелишными и при этом безопасными. ОН умудрялся дружить с менеджерами команд и пилотами, он действительно очень болезненно переживал потерю человека. Два раза просто уходя в никуда. И вот теперь он стал свадебным генералом. Да он пожизненно останется номинальным руководителем проекта, но скорее всего серьезно повлиять на сам ход процесса уже не сможет. Обидно, ведь он посвятил этому 40 лет своей жизни, и не смотря на преклонный возраст ему 86 полон сил и энергии.
Увы, места у новых хозяев для Эклстоуна не нашлось. 26 января его фактически выставили за дверь и сделали свадебным генералом. В планах у новых владельцев из Америки Liberty Media полностью изменить саму формуклу сделав ее больше похожей на шоу. Впрочем ничего конкретно пока неизвестно. Но вот буквально на днях международное сообщество взбудоражили слухи о том, что Эклстоун вознамерился создать конкурента Формуле 1 к 2020 году, именно тогда истекает срок контракта по которому игроки в чемпионате попросту не могут из него уйти. Единственным, что может помешать Берни Эклстоуну создать свой чемпионат это возраст, ведь напомню британцу 86. Впрочем поживем — увидим.