Найти в Дзене
ГеройИзКолхоза

Как городские легенды могут превратить человека в святого?

Давайте рассмотрим на примере Василия Мангазейского, как городские легенды могут превратить человека в святого.
Житие Василия описывается в пяти редакциях с разными изменениями.
В 1649 году житель Мангазеи (русское поселение, существовавшее в 17 веке на севере Западной Сибири) обнаружил, что под ногами переломилась доска положенная в болотистой низине для прохода. А под ней обнаружился край гроба. Вдруг, люди приходившие на это место, якобы стали исцеляться от болезней. О таких делах распространился слух и в 1652 году на месте гроба построили часовню. Жители города веря в сверхъестественное продолжали поклоняться мощам, служить панихиды, молиться и приносить в часовню дары - шкуры соболей после удачной охоты, деньги и прочее. Однако имя усопшего продолжало оставаться никому не известным. В 1653 году мангазейский охотник сообщил всем жителям, что во сне ему открылось имя усопшего - Василий.
В этот же год мангазейский воевода направил тобольскому архиерею сведения о чудесах новоявленно

Давайте рассмотрим на примере Василия Мангазейского, как городские легенды могут превратить человека в святого.

Житие Василия описывается в пяти редакциях с разными изменениями.
В 1649 году житель Мангазеи (русское поселение, существовавшее в 17 веке на севере Западной Сибири) обнаружил, что под ногами переломилась доска положенная в болотистой низине для прохода. А под ней обнаружился край гроба. Вдруг, люди приходившие на это место, якобы стали исцеляться от болезней. О таких делах распространился слух и в 1652 году на месте гроба построили часовню. Жители города веря в сверхъестественное продолжали поклоняться мощам, служить панихиды, молиться и приносить в часовню дары - шкуры соболей после удачной охоты, деньги и прочее. Однако имя усопшего продолжало оставаться никому не известным. В 1653 году мангазейский охотник сообщил всем жителям, что во сне ему открылось имя усопшего - Василий.
В этот же год мангазейский воевода направил тобольскому архиерею сведения о чудесах новоявленного святого, а тот не позднее 1953 года написал царю запрос, нужно ли ему освидетельствовать мощи. Этот запрос не получил ответа.

Далее стало распространяться предание, что полвека назад усопший якобы стал жертвой произвола купца:
Когда Василий молился в храме, воры разграбили лавку его хозяина. Узнав об этом, купец в порыве злобы обвинил юношу в потворстве грабителям, стал ругать и избивать его. Невинный отрок кротко переносил страдания и отрицал свою причастность. Тогда купец решил добиться признания от Василия с помощью городского воеводы С. Пушкина, который в угоду купцу приказал пытать отрока. Не выдержав пыток Василий скончался. Однако в других вариантах жития говорилось, что Василий либо получил от воеводы по голове связкой ключей от чего и скончался, либо отвергнув домогательства купца, в отместку был обвинен в воровстве.

Василий Мангазейский
Василий Мангазейский

Дата кончины Василия при составлении жития была определена приблизительно и основана на каких-то воспоминаниях старожил, которые разумеется никто не мог проверить. Его мученичество относят к первым годам существования города Мангазеи (1600-1602 годы); воевода С. Пушкин был в Мангазее с июля 1601 года по январь 1603 года.
В 1670 году в Мангазею приехал настоятель Туруханского монастыря. 24 марта он заявил, что во время молитвы ему привидился Василий и сказал, чтобы его останки переложили в новый гроб и с крестным ходом перенесли в Туруханский монастырь. Так и было сделано.

В 1671 г. в Москву были вновь отправлены списки чудес Василия для подтверждения канонизации, но прошение снова осталось без ответа. Василий оставался святым только для местных жителей. Из-за отсутствия синодального решения о канонизации, еще долго мощи кочевали из одной церкви в другую, зарывались в землю как непризнанные, но продолжали набирать популярность среди народа. И только в начале 20 века имя сибирского первомученика Василия Мангазейского было включено в "Православный календарь" издаваемый Синодом.

Частицы мощей Василия Мангазейского в Свято-Троицком мужском монастыре. После закрытия Туруханского монастыря в 1921 году основные останки святого были утрачены.
Частицы мощей Василия Мангазейского в Свято-Троицком мужском монастыре. После закрытия Туруханского монастыря в 1921 году основные останки святого были утрачены.

Мы видим, что житие В.М. основано лишь на одном факте - обнаружение неизвестного покойника. Все что было дальше, являлось лишь фантазиями из снов городских жителей и домыслами. Каких бы то ни было документальных источников у этой "правдивой" истории нет. Их и не может быть в первом варианте житии, написанном спустя 70 лет после примерно установленной смерти мученика, и тем более в последующих редакциях.

Причина по которой много раз руководство РПЦ отказывалось канонизировать Василия, оказывалась в том, что в то давнее время на роль святых, которые укрепили бы позиции православия в Сибири, нужны были более масштабные личности, чем неизвестный страдалец с сомнительным жизнеописанием, подобно которому в "Духовном регламенте" дают характеристику как "бездельные и смеху достойные повести".