Найти тему

Причинение добра

Обучение происходит тогда, когда есть субъект обучения. Тот, кто учится. Но с субъектом есть один крайне неудобный нюанс: его никак не сформировать извне. Этим обучение отличается от адаптации. 

Учеба - проактивна. Адаптация - реактивна. Результаты учебы устойчивы к внешним изменениям. Результаты адаптации стираются и меняются с переменами среды.

Оба механизма нужны, у каждого своя роль. 

На одном ресурсе адаптации можно круто изменить свою жизнь. И еще раз изменить на волне внешних обстоятельств. И еще. Или не менять вовсе. Что выгоднее для выживания и экономии сил, то и будет. Благодаря адаптации мы в детстве гибко встраиваемся в новый для себя мир. Благодаря адаптации мы вливаемся в новые трудовые коллективы и осваиваем навыки, которые требуются для доступа к ресурсам. Кушать-то хочется, пока живой.

Учиться - значит ставить себя на границу известного и делать шаг вперед тогда, когда это никому не нужно, кроме тебя. Тогда, когда никакие внешние обстоятельства тебя не тянут и ты двигаешься на внутреннем ресурсе своего желания, интереса, цели, намерения.

Учеба - это непрерывный процесс становления человека как ученика.

Учеба или ее отсутствие - это проявление свободной воли взрослого человека.

В учебе хозяин ситуации - тот, кто учится. В адаптации - тот кто определяет внешние правила игры.

И вот при таком взгляде на предмет и я, и мои коллеги по цеху корпоративного обучения попадают в неловкую ситуацию. Заказчик платит за то, чтобы его наемные работники изменили поведение согласно его требованиям и ожиданиям (да-да, именно поведение и результаты деятельности; чистые знания и информированность наемников заказчику прибыль не увеличат). Причем массово, в добровольно-принудительном порядке. А субъект обучения, зараза, штучный продукт и редкий зверь. 

Вот и приходится спецам от "обучения и развития" активировать ресурс адаптации своих подопечных. Как следствие - расцвет технологий социального обучения, игротехник, нейрохакинга и прочих социо-когнитивных технологий. Ну а чудеса на виражах, лавируя между интересами заказчика и учащихся, исполняет любой профессиональный тренер.

В таком раскладе я вижу лишь одну проблему: два совершенно разных явления называют одним словом, "обучение". Следствия: путаница, неоправданные ожидания, неверно подобранные инструменты. А как ответишь себе ясно: что я этим делаю, какую ситуацию создаю, кто на каких ролях и позициях в ней - эффективность личного действия повышается, сон налаживается, благосостояние растет и рожь колосится.