На HR рынке настал момент, когда, нанимая человека на работу, нужно еще нанимать человека, которого собеседуемый не сможет обмануть и закидать пустыми терминами. Так сложилось, что для многих компаний этим вторым человеком являюсь я.
Мы не будем разбирать, как это ужасно, и не будем сокрушаться, что рынок труда (во всяком случае в интернет-маркетинге) прогнил до корней. Я просто постараюсь предостеречь вас от работников, которые будут мешать развитию вашего бизнеса за ваши же деньги.
Итак, есть абстрактный предприниматель Алексей, который дошел до определенного уровня развития своей компании и решился взять интернет-маркетолога в штат. В штат он хочет взять человека потому, что Алексей уже столкнулся с десятком компаний «по продвижению в топ» и компаний, которые «за 2 недели улучшат его бизнес». Надоело! Нужен свой человек, который будет сидеть в офисе и работать работу под пристальным контролем Алексея. И ни одна муха мимо этого чудесного маркетолога не пролетит, и сайт выйдет на первые места.
Алексей открывает сайты по поиску резюме и видит десятки кандидатов с кейсами, сокращениями CPC, CPA, ROI, ROMI и ужасается: ведь он же предприниматель и не должен разбираться в интернет-маркетинге, для этого он и ищет специалиста, который всё расскажет и качественно сделает. Алексей или сам, или с помощью HR-менеджера подбирает лучшие вакансии и приглашает маркетологов на собеседование. Нравится каждый маркетолог без исключений: один обещает поднять трафик на сайте вдвое, второй – увеличить количество человек в соцсетях в 5 раз, да еще и за пару месяцев, третий вообще подготовился к встрече: подобрал для сайта список из 400 ключевых слов и обещает их вывести в топ по SEO за 3 месяца! Дальше мы все понимаем, что Алексей нанимает самого опытного по его мнению работника Фёдора и сажает его в штат, а тот месяц за месяцем показывает красочные отчеты с цветными графиками и говорит: «Вот-вот, уже скоро, уже осталось чуть-чуть», или рассказывает, почему он не может выполнить ту или иную задачу: что ему мешает движок сайта, у него недостаточные бюджеты на рекламу, или вообще без CRM системы работать невозможно.
Как оказывается позже – примерно через год, работать невозможно не с сайтом компании, в чем Фёдор рано или поздно убеждает Алексея (а там и новый сайт, и трата времени и денег), а с отсутствием профессиональных навыков у этого интернет-маркетолога. Но зарплата за год уже заплачена, деньги на рекламу потрачены, человек вроде как прижился в офисе и имеет определенный авторитет среди сотрудников, которые убеждают бедного Алексея, что Федя на самом деле умница, и всё дело в том, что у него плохое руководство и некорректные задачи.
Алексей, гоните! Гоните к чертовой матери этого маркетолога. С такими Алексеями я встречаюсь раз в три дня, и, возможно, вы тоже сейчас на их месте.
Как не нанять Фёдора на работу?
Первое: спросите о конкретных кейсах в цифрах. Если человек начинает уходить от конкретики и переводит тему на дизайн – скорее всего он не работал с серьезными сайтами, а о дизайне они любят поговорить (рассказать, куда какие блоки нужно передвинуть, чтобы взлететь по продажам).
Второе: интернет-маркетолог – это сеошник, сммщик, контекстолог, верстальщик, дизайнер, программист, бизнес-консультант, еще и станцевать может. Человек должен разбираться абсолютно во всех отраслях интернет-маркетинга и в логике ведения бизнеса (не говоря уже о логике создания сайтов), и при этом должен уметь всё делать своими руками или отлично понимать, как это делается, дабы делегировать и контролировать получаемый от делегирования продукт.
Третье: хорошего интернет-маркетолога не заткнуть, иначе он не интернет-маркетолог. Он говорит о вашем сайте, у него всегда есть пара идей (пусть и бредовых) о том, как можно продвинуть ваш бизнес, у него всегда есть решение на поставленную задачу, без всяких «ну мне надо подууумать», «я хотел бы взять паузу» и прочего. Интернет-маркетолог не может быть мямлей.
Четвертое: узнайте о провальных кейсах и о неудачных попытках продвижения. Даже лучший специалист совершает ошибки, и в этом вопросе важно понять, готов ли он взять ответственность за проваленный проект на себя, какие решения после провала он пытался предпринять, и как выходил из ситуации. Если он всё валит на работодателя или исполнителей – он, скорее всего, халтурщик и всегда будет уходить от ответственности.
Пятое, моё любимое: задайте ему профессиональные вопросы. Мошенник чаще всего не ожидает на собеседовании услышать вопросы от руководителя. Спросите, как называется текущий алгоритм ранжирования у Яндекса, узнайте, чем он хорош или плох по мнению маркетолога. Спросите какими бид-менеджерами он пользуется для контекстной рекламы (для директа, например), уточните, какой софт использует при таргетировании аудитории в соцсетях. Нет, здесь не будет перевернутого ответа после текста, вы должны сами подготовить ряд профессиональных вопросов, на которые хорошо знаете ответы. Вопросы должны быть не абстрактные «как вы считаете, в каких поисковых системах лучше продвигать сайт?», а конкретные, узконаправленные. Маркетолог должен знать всё.
Почему я считаю всех мошенниками?
Я почти каждый день сталкиваюсь с сеошниками, сммщиками и маркетологами на рабочих местах, которые не могут ответить мне ни на один вопрос по их специальности, которые годами продвигают сайты, не имея даже доступа к админке сайта, которые делают такой бред с сайтами, что врагу не пожелаешь.
Для чего они это делают? Все просто:
- В интернет-маркетинге достаточно высокие зарплаты;
- Достаточно низкий порог вхождения (нужно всего лишь красиво развесить лапшу на уши на собеседовании);
- Можно строить из себя эксперта, выучив только пару сокращений – ведь ни работодатель, ни HR-специалист не должны разбираться в маркетинге, они затем и нанимают специалиста, чтобы он всё привел в порядок, а не наоборот, как это чаще всего происходит;
- Результат во многих отраслях (в том же сео) достаточно абстрактный и не сиюминутный: можно просидеть 6 месяцев и работодатель никогда не узнает, что ты ничего не умеешь – главное вовремя сдавать красивые отчеты и демонстрировать максимальную активность в день зарплаты;
- Можно показывать результаты в виде растущего трафика, прибавляющихся подписчиков в группы и выведения совершенно пустых SEO-запросов в топ. Первые два результата достигаются ботами по 500 рублей за 10 000 штук: работник показывает, что «люди-то есть! звонков нет потому, что сайт плохой», а запросы, подобранные маркетологом-мошенником выводятся в топ поисковиков за месяц, но не приносят ни трафика, ни продаж;
- Можно «левачить» на бюджетах: закупка ссылочной массы, бюджеты на контекст, создание нового сайта, фрилансеры – всё это идет в кошелек мошенника.
Возможно эти маркетологи не такие плохие и не хотят изначально разводить вас на деньги. Они просто не умеют работать и не делают то, что должны.
Самое сложное в интернет-маркетинге – это отсутствие образования в ВУЗах по этой тематике на данный момент. И не потому, что ВУЗы плохие и там ничему не учат – нет. Просто тренды меняются раз в несколько месяцев, и, как вы понимаете, даже физически невозможно успеть в один курс включить всё то, что изменилось за последние полгода. Интернет-маркетинг – это самообразование и работа над своими ошибками. Чем больше ошибок и опыта у специалиста, тем более эффективный и качественный интернет-маркетинг вы получите. Эту фразу можно применить ко всему, но в интернет-маркетинге опыт и самообразование стоят во главе (в отличие, например, от SEO-специалистов или технических специалистов).
И никогда не бойтесь расставаться с сотрудниками, которые ничего не делают. Компания не должна годами стоять на месте, вы должны двигаться вперед. А измерять движение вперед можно только количеством клиентов и продаж, а не трафиком, позициями, людьми в группах и прочим бредом, который накручивается мошенниками легким движением руки.