Найти тему
SUPEROSETIN

Корпоративная культура, ч.3. Американская мечта

Оглавление

Предыдущие части:

часть 1
часть 2

В дальнейшем я работал только в компаниях западных культур, европейских и американских. Когда-то мне казалось, что между ними существует большая разница, но я оказался не прав. Сконцентрировавшись на профильных исследованиях и научных публикациях, я узнал много нового и объяснил себе то, чего раньше понять не мог.

Первое, что меня поразило в американском подходе — человек рассматривается как средство достижения целей организации, главной из которых является получение прибыли, из чего немедленно следует стремление поддерживать всестороннее развитие личности. Я работал в фармацевтическом гиганте. У нас было принято, что раз в год сотрудник мог обратиться к любому человеку из числа руководителей с тем, чтобы тот принял участие в планировании индивидуальной траектории развития человека.

В нашей компании действовала гибкая система «платы за знания». Обучению сотрудников новым компетенциям уделяли пристальное внимание. За каждую освоенную книгу из профессиональной библиотеки выписывали премии, проводились тренинги и семинары. Некоторые коллеги приезжали в офис до работы, чтобы позаниматься с репетитором в переговорной комнате. Задерживаясь допоздна, я обращал внимание, что по вечерам в больших залах занимаются йогой с инструктором. Прямо в Outlook можно было записаться на сеанс к массажисту, который принимал в одном из кабинетов, специально для этого оборудованных.

-2

Мой приятель как-то сказал, что «такая роскошь» становится возможной, когда бизнес достигает масштаба и становится сверхприбыльным. Это не так. Если изначально руководство ставит персонал одной из высших ценностей, то забота о нем и его благополучии растёт вместе с компанией.

Вместе с этим американской культуре свойственны высокая специализация деятельности, прямолинейность в отношениях, а также формальные, в основном количественные методы контроля, избегание публичной критики. Прагматичный и профессиональный подход. Серьёзные деньги вкладываются в повышение содержательности труда и ликвидацию монотонности. Последние десятилетия американская корпоративная культура, выраженная в традиционном рациональном управлении, становится более ориентированной на человека.

-3

Европейская школа идёт по такому же пути, но с опозданием. Я заметил выраженный оттенок национального менталитета в тех компаниях, где успел поработать, но в целом принципы похожи на американские тридцатилетней давности. В их числе большое значение субординации; эмоциональная дистанция; ориентация на результат, а не способы его достижения. Не приветствуются дружеские контакты между сотрудниками. Соблюдаются обряды, поведение характеризуется своеобразной этикой — ничего заведомо «неприятное» вслух не выражается. Работа и офис чётко разделены.

В отличие от американской системы, европейская не создаёт и не поощряет конкуренцию внутри коллектива. Должностные инструкции, как и все нормативные документы, находятся в строгом порядке и выполняются беспрекословно. Всегда на «вы»; даже если предложено более интимное «ты», переходить на него можно не сразу. Управление централизовано; ключевые решения принимаются кулуарно, а потом передаются вниз по иерархии. Если интересно, почитайте книжку основателя ИКЕА, там есть любопытные моменты, лучше описывающие образ мышления европейского менеджера.

-4

Конечно, современный американский подход мне импонирует больше других. Возможно, это связано с тем, что у меня куда менее «азиатский» опыт работы, чем какой-либо ещё. Вместе с тем мне близка идея исключительной важности человеческого ресурса. Я также приветствую упрощение процедур ради большей скорости, совершенствование способов достижения цели и прочее. Во всем этом благообразии мне не нравится размывание грани между личным и профессиональным, концепция жизни на работе, но таков эволюционный процесс. Достоинства такого уклада были бы невозможны без его недостатков.

-5

Для меня, как для профессионала, важен комфорт, выраженный в гибкости. Строгие корпоративные рамки сильнее упорядочивают мою работу (читай, делают её более монотонной), но и доставляют некий дискомфорт. Большая дистанция между сотрудниками усложняет взаимодействие, замедляя процесс. Строгая вертикальная иерархия отрывает меня от курса «генералитета». Кто-то может возразить, мол, зачем мне знать, чем обусловлены решения аппарата управления бизнесом. Подчёркиваю, я воспринимаю себя как часть этого бизнеса и радею за его результат, а потому хочу понимать, какие общие цели мы (боссы и их подчинённые) преследуем и почему.

-6
Таковы мои мысли и ощущения на момент конца 2019 года. Интересно будет вернуться сюда лет через 10-15 и порефлексировать. Как вы могли заметить, я стараюсь не делать этого слишком часто, иначе, если я сейчас всё обдумаю, чем мне заниматься в старости?

Читайте также предыдущие части:

Этой публикацией я завершаю серию постов про корпоративную культуру. Если у вас что-то из прочитанного вызвало резонанс в любой из частей тела, настоятельно приглашаю к обсуждению. Благодарю сердечно, что просите писать ещё и с готовностью отзываетесь на мои провокации. Подписывайтесь на мой канал и ставьте "пальцы вверх"!

Скоро я опубликую свой обзор социально-экономического подтекста нашумевшей картины "Джокер" Тодда Филлипса.

Спасибо :)