Найти тему
Everyday Past

По России в карете: зачем нужен станционный смотритель

Оглавление

Помните повесть Пушкина «Станционный смотритель» про Самсона Вырина и его дочку? Сегодня разбираемся, что это за станция такая и как вообще были организованы конные путешествия по России в XVIII и особенно в XIX веке.

Иллюстрация к повести
Иллюстрация к повести

На своих или на почтовых

Когда люди отправлялись в длительную поездку, у них был выбор: поехать на своих лошадях или взять за деньги почтовых.

Свои лошади — это было дешевле, но заметно медленнее. Каждые несколько часов лошадям надо было давать отдых и кормить. Летом по живописной дороге можно было позволить себе ехать с остановками. Пока лошадки пасутся, у вас — пикник и приятная прогулка пешком.

-2

Но что делать, если ни времени, ни желания на этот романтизм нет? Брать лошадей почтовых! Путешествие на таких лошадях превращалось в поездку от станции до станции. И на каждой станции путешественники могли отдохнуть, сменить коней на свежих и поехать дальше.

Вот как описывает это Александр Сергеевич, читаем и впечатляемся:

Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут – колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!

Посмотреть на почтовую станцию 1820-х годов можно было недавно в деревне Выра, которая находится недалеко от Гатчины. К сожалению, сейчас музей закрыт на реставрацию, но фоточки я вам принесла.

Это подъезд к станции. Он сохранился с 19 века
Это подъезд к станции. Он сохранился с 19 века
Это двор, его реконструировали уже в конце века 20-го.
Это двор, его реконструировали уже в конце века 20-го.
А это половина для господ, которые ждали на станции лошадей... Бедненько, но чистенько
А это половина для господ, которые ждали на станции лошадей... Бедненько, но чистенько

Плюсы и минусы почтовых станций

Самый главный плюс — это, конечно, скорость. Если все проходило благополучно, можно было просто долететь по дороге в несколько раз быстрее, чем вы бы ехали сами.

Для проезда нужна была подорожная грамота, по которой станционный смотритель выдавал проезжающим лошадей. Путешественник их оплачивал.

Проблема была в том, что благополучно этот процесс проходил редко. Лошадей на станциях часто не хватало, и из-за этого получались очереди. Причем, если вы не слишком знатный и не слишком богатый, проторчать в очереди на популярном направлении можно было несколько дней, потому что перед вами окажутся более состоятельные и знатные люди, даже если они прибыли позже. Ну, и конечно, не забывайте про тех, кто ехал по государственным делам. Их тоже следовало пропускать.

Именно поэтому на станциях часто подрабатывали местные крестьяне: предлагали прокатить на своих лошадях до следующей станции, но на популярных направлениях и они были не всегда, так что были все шансы застрять.

Комнат на станциях было не то чтобы много, еда была сильно так себе — и все это еще и стоило денег. В общем, тут можно и смотрителей понять, и тех, кто их так отчаянно ругал...

Написала, и прямо потянуло Пушкина перечитать. Подписывайтесь! Дальше тоже будет интересно.