PBY Catalina - один из старейших самолетов, летающих по сей день. Причина такой живучести удачная конструкция и прекрасные летные характеристики. Еще одна важнейшая причина, по которой "Каталина" всё ещё в воздухе - её способность выполнять взлет и посадку как на воде, так и на суше. Проще говоря, PBY Catalina - самолёт-амфибия.
PBY Catalina поднялась в воздух в марте 1935-го года. Вернее тогда она имела обозначение XP3Y. Прототип машины настолько превзошел предшествующие машины, что уже осенью самолет поступил на переоборудование в бомбардировщик. Еще через год поднялась в воздух первая эскадрилья PBY-1.
Самолет эксплуатировался с октября 1936 по 1957 год. Существовало множество модификаций этой машины. Бомбардировщики, грузовые самолеты, пассажирские, пожарные... Далеко не полный список того, чем были эти птички.
Будучи военным самолетом, "Каталина" проявила себя очень простым и надежным бойцом. Лётчики отказывались пересаживаться на более современные машины и продолжали летать на PBY Catalina. Стоит сказать, что изначально у старушки Каталины не было шасси, они появились несколько позже. Все доработки производились по мере необходимости.
Самолет имел самые разные назначения, от этого оборудование и вооружение перечислять смысла нет. Его было много. А вот характеристики в среднем были таковы:
Максимальная скорость: 314 км/ч
Крейсерская скорость: 201 км/ч
Дальность: 4030 км
Практический потолок: 4000 м
Скороподъемность: 5,1 м/с
Нагрузка на крыло: 123,6 кг/м²
Частенько характеристики могли изменяться. Допустим в СССР... (Да, эти птички были и у нас, по ленд-лизу. Даже пытались строить свои, но построили не много. В постройке самолет был довольно трудоемок.) Так вот, в СССР, когда ресурс родных моторов "Каталин" иссяк,решили поставить наши, чем увеличили грузоподъемность и практический потолок.
Война кончилась. Карьера "Каталины" тоже должна была завершится... А вот и нет! Фирму засыпали заказами от разных компаний и частных лиц. Всем хотелось получить этот самолет в свои руки.
Всего выпущено 3290 «Каталин» всех модификаций.
В послевоенное время большое количество "Каталин" стали доступными на рынке списанной военной техники, где их охотно покупали операторы чартерных и грузовых авиалиний. После демонтажа вооружения, бронирования и части радиооборудования грузоподъемность самолета существенно возрастала. Кроме того, отставные патрульные машины могли использоваться с импровизированных ВПП и водоемов подходящего размера, что было существенным плюсом для их новых владельцев. "Каталины" широко использовались для пассажирских перевозок в Карибском регионе и на Аляске, но их основной задачей все-таки стала доставка грузов и людей в отдаленные и труднодоступные места.
В США и Канаде много "Каталины" переделали в пожарные самолеты, для борьбы с лесными пожарами - и старые машины успешно справлялись с этой задачей. Доработки включали установку в фюзеляже бака емкостью 4164 л. воды, который наполнялся при глиссировании лодки со скоростью 112 - 120 км/ч. Выдвижной заборник, располагавшийся за реданом, позволял набирать 3000 л за 15-20 секунд.
Не смотря на столь давний срок окончания выпуска этих самолетов, много экземпляров остается в воздухе, успешно перевозя грузы и пассажиров. Вот одна из "Каталин" на элегантной посадке: