Найти в Дзене
Phantom Techie

Легенда гидропланов PBY Catalina - на воде, земле, в воздухе и в огне .

PBY Catalina - один из старейших самолетов, летающих по сей день. Причина такой живучести удачная конструкция и прекрасные летные характеристики. Еще одна важнейшая причина, по которой "Каталина" всё ещё в воздухе - её способность выполнять взлет и посадку как на воде, так и на суше. Проще говоря, PBY Catalina - самолёт-амфибия.

PBY Catalina поднялась в воздух в марте 1935-го года. Вернее тогда она имела обозначение XP3Y. Прототип машины настолько превзошел предшествующие машины, что уже осенью самолет поступил на переоборудование в бомбардировщик. Еще через год поднялась в воздух первая эскадрилья PBY-1.

Самолет эксплуатировался с октября 1936 по 1957 год. Существовало множество модификаций этой машины. Бомбардировщики, грузовые самолеты, пассажирские, пожарные... Далеко не полный список того, чем были эти птички.

-2

Будучи военным самолетом, "Каталина" проявила себя очень простым и надежным бойцом. Лётчики отказывались пересаживаться на более современные машины и продолжали летать на PBY Catalina. Стоит сказать, что изначально у старушки Каталины не было шасси, они появились несколько позже. Все доработки производились по мере необходимости.

Самолет имел самые разные назначения, от этого оборудование и вооружение перечислять смысла нет. Его было много. А вот характеристики в среднем были таковы:

Максимальная скорость: 314 км/ч
Крейсерская скорость: 201 км/ч
Дальность: 4030 км
Практический потолок: 4000 м
Скороподъемность: 5,1 м/с
Нагрузка на крыло: 123,6 кг/м²

Частенько характеристики могли изменяться. Допустим в СССР... (Да, эти птички были и у нас, по ленд-лизу. Даже пытались строить свои, но построили не много. В постройке самолет был довольно трудоемок.) Так вот, в СССР, когда ресурс родных моторов "Каталин" иссяк,решили поставить наши, чем увеличили грузоподъемность и практический потолок.

Война кончилась. Карьера "Каталины" тоже должна была завершится... А вот и нет! Фирму засыпали заказами от разных компаний и частных лиц. Всем хотелось получить этот самолет в свои руки.

-3

Всего выпущено 3290 «Каталин» всех модификаций.

В послевоенное время большое количество "Каталин" стали доступными на рынке списанной военной техники, где их охотно покупали операторы чартерных и грузовых авиалиний. После демонтажа вооружения, бронирования и части радиооборудования грузоподъемность самолета существенно возрастала. Кроме того, отставные патрульные машины могли использоваться с импровизированных ВПП и водоемов подходящего размера, что было существенным плюсом для их новых владельцев. "Каталины" широко использовались для пассажирских перевозок в Карибском регионе и на Аляске, но их основной задачей все-таки стала доставка грузов и людей в отдаленные и труднодоступные места.

-4

В США и Канаде много "Каталины" переделали в пожарные самолеты, для борьбы с лесными пожарами - и старые машины успешно справлялись с этой задачей. Доработки включали установку в фюзеляже бака емкостью 4164 л. воды, который наполнялся при глиссировании лодки со скоростью 112 - 120 км/ч. Выдвижной заборник, располагавшийся за реданом, позволял набирать 3000 л за 15-20 секунд.

-5

Не смотря на столь давний срок окончания выпуска этих самолетов, много экземпляров остается в воздухе, успешно перевозя грузы и пассажиров. Вот одна из "Каталин" на элегантной посадке: