Фильм "Вода", Канада, Индия, 2006 г.
Несмотря на громкие феминистские движения во всем мире, в Индии продолжает существовать традиция "белых вдов": женщин, потерявших вместе с мужем право существовать в обществе.
Фильм "Вода" снят женщиной режиссером Дипой Мехта.
Малышка Чуйя (Сарала) выдана замуж в 8-летнем возрасте, и ее дряхлый муж умирает в повозке в дороге домой.
По существующей до сих пор традиции, у вдовы есть три "дороги" после кончины супруга:
- быть сожженной на костре;
- сочетаться браком с младшим братом мужа;
- стать пожизненно "белой вдовой" - бесправной, презираемой тенью женщины.
Чуйя, находясь в сладком возрасте детства, не поняла смерти старика-мужа, собственно, и сам факт брака для нее был загадкой.
Девочка оказалась в ашраме - своего рода общество вдов всех возрастов. Главной была противная бабка, очень хитрая, злая и как паучиха, сосущая соки из всех несчастных женщин вокруг себя.
Чуйе было одиноко и грустно в этом чужом, жестоком месте. Постоянно зовя маму, и потихоньку осознавая, что она здесь останется до конца своих дней, девочка менялась, как могла, подстраивалась под обстоятельства.
Малышка встретила и добрую подругу в лице юной девушки Каляни (Лиза Рэй). Старшая сестра, подруга по играм очень помогла освоиться Чуйе в новом обществе.
Моменты грусти освещались моментами радости и детского счастья. Каляни подарила своему новому другу щенка.
Как и в любой истории, есть "принц" - красивый, грамотный молодой мужчина. Словно сказочный царевич, Нараян (Джон Абрахам) влюбился в "белую вдову" Каляни.
В Индии в 1938 г. очень сильно было влияние кастового строя. Нараян был выходцем из брахманов (верхние слои индийского общества), и должен был жениться на знатной невесте. Знакомая история. Подобный сюжет почти во всех сказаниях, притчах и сказках. Но в настоящей жизни окончание совсем другое: словно ушат холодной воды!
Ещё один персонаж вызвал во мне волну отвращения. Нет, не из-за неклассической гендерной роли - хиджры (женомужчины), но из-за аморальности поведения. Занимался проституцией и сутенерством. Отвратительный тип. Оказавшийся на самом "дне" общества, постоянно затягивающий за собой подневольные души "белых вдов".
Пользуясь бесправным положением женщин из ашрама, хиджра вступил в сговор со старухой-начальницей приюта для вдов, и возил девушек и женщин на потеху богатым мужчинам. Не имел значение возраст подневольных "проституток", только деньги играли роль...
Фильм очень тяжелый, и после просмотра возникает мысль "Слава Богу, я в России родилась, а не в Индии!" Буря негодования, сочувствия и презрения сменяются все кино.
Классическое "двойные стандарты" общества:
- Днем презираемые и изгоняемые женщины, ночью - утешительницы тех же мужчин за деньги...;
- Хиджры считались грязными и наказанными богами, их сторонились, но одновременно жаждали их благословения...
Нелепость заключения женщины после смерти мужа, не поддается логике западного человека. Хоть медленно, но идут изменения в индийском обществе, и некоторые традиции запрещены на законодательном уровне. Прогресс наступает...
Подписывайтесь на мой канал! С уважением. Анастасия.