Найти тему
Воз сена

ЧЕГО не способны понять учителя

Чтобы знать школу, не надо в ней работать.
А надо ее исследовать.

Автор Канала «Воз сена» изучил последние данные (май-июнь 2019 г) социологического опроса «об удовлетворенности учителей состоянием современного школьного образования» (о них пойдет речь в конце статьи) и вспомнил одного профессора.

Этот профессор, достигнув пенсионного возраста, ушел из Российской академии образования и стал преподавать в институте усовершенствования учителей.

Тематика его лекций и семинаров касалась воспитания детей в школе.

Нет, профессор не рассказывал учителям о том, как надо поощрять и как наказывать детей, чтобы они стали исполнительние и лучше учились, ибо считал, что такими методами можно только дрессировать животных.

Он говорил о новом (мотивационном) подходе в воспитании, основанном на удовлетворении актуализирующихся (доминирующих) потребностей обучающихся педагогическими средствами. «Воспитанием как мотивированием», по его мнению, должен заниматься каждый учитель на своих уроках.

Рассказывая о мотивационной сфере и иерархии потребностей человека, профессор вскоре заметил тоску, недоверие и даже неприязнь на лицах учительниц (именно они, как известно, составляют основной контингент в группах усовершенствования).

А проводя семинары, он вдруг понял, что женский ум не способен осознать сложные психические процессы, происходящие у человека на уровне подсознания (то есть на уровне бессознательного). А значит, надеяться на «усовершенствование» этих особ в области воспитания не приходится.

Были, правда, среди слушательниц отдельные личности (очень уверенные в себе, видимо, учителя «высшей категории»), которые, вроде, бы и понимали, и соглашались с профессором, но говорили, что переделать «учебно-воспитательный процесс» с учетом потребностей учащихся невозможно. И поэтому, как понял профессор, ничего менять в своей работе не станут…

Однажды в перерыве между лекциями, профессор вышел на свежий воздух подышать. И нечаянно подслушал разговор своих слушательниц, курящих на ветру…

Основная их мысль была следующей: «Ну, чему этот академический профессор может нас научить, если он ни дня не работал в школе?!»

С этого момента профессор стал начинать лекции словами: «Чтобы знать школу, не надо в ней работать, а надо ее исследовать!»

А далее приводил научные данные (со ссылкой на исследования) доказывающие, что именно из-за неправильного воспитания учащихся в школе происходит деформация их мотивационной сферы, а следовательно, и деформация личности со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

……

Как-то этому профессору пришлось заменять лектора (доцента медицины), который должен был читать лекцию на актуальную тему: «Профилактика наркозависимости у школьников».

В зале сидели директора школ…

Профессор сразу понял, что директоров «согнали на очередную просветительскую лекцию», которая к их работе никакого отношения не имеет (именно это он увидел на их лицах).

Тогда профессор стер с доски название «Профилактика наркозависимости у школьников» и написал другое название: «Воспитание здоровой личности».

И сказал, что самым эффективным средством предупреждения наркозависимости у школьников является их правильное воспитание в школе.

Так «медицинская» тема превратилась в «педагогическую».

А далее профессор научно и убедительно доказал, что именно неправильное воспитание (противоречащее потребностям школьников) вызывает деформацию их личности, следствием чего является не только наркомания, но и преступность, и суициды и многое другое вредное и опасное для здоровья и жизни детей. И что за это надо нести ответственность, прежде всего директорам школ… И нести ответственность не только нравственную, но и судебную…

Понятно, что настроение у директоров от такой лекции и, особенно, от сделанного профессором вывода, сильно подпортилось.

Но быстро прошло: «Ну, кто он такой – этот профессор?! Ведь не министр, не следователь, не прокурор?! Да, и что он понимает в школе, если в ней ни дня не работал?!»

……

Заметим, что описанные события происходили примерно 20 лет назад.

Что касается нашего профессора, то проработав, несколько лет в институте усовершенствования, он, видя невостребованность «своих лекций», переехал жить в «родовое имение» выращивать ягоды, фрукты и овощи.

Учителя же продолжили (и продолжают по сей день) свое «преступное» дело – деформировать личность школьников, побуждая их (хотя и косвенно) к наркомании и другим, опасным для здоровья и жизни привычкам.

Кто не верит, посмотрите статистику роста наркозависимости, преступности и суицидов среди школьников за последние 20 лет. Ужаснетесь!

P.S.

О том, что в школе еще долго ничего не изменится (и она будет продолжать быть опасной для детей), свидетельствуют последние (май-июнь 2019 г.) социологические опросы учителей школ Северно-Западного Федерального округа (данные информационно-аналитического портала «Курсобр»).

Приведем две основные цифры.

О том, что школа находится в глубоком кризисе и требует глобальных изменений, заявило только (!) 14,2% опрошенных (остальных учителей, соответственно, школа устраивает).

В числе наиболее значимых причин, обусловливающих негативные тенденции в сфере образования, учителя отметили устранение семьи от воспитания детей (76,8%).

Вот так: по мнению большинства учителей, школа у нас «хорошая» (и это понятно, ведь они в ней работают и получают зарплату, вот только недостойную их «труда»), а в недостаточном воспитании детей виноваты вовсе не они, а родители.

P.P.S.

В 1987 г. была опубликована монография известного российского ученого академика РАН Павла Васильевича Симонова «Мотивированный мозг», в которой он предложил «педагогическому сообществу» новую (мотивационную) концепцию воспитания. Именно эту концепцию (но уже применительно к школе) пытался донести до учителей, упомянутый в статье профессор.

Как видим, прошли десятилетия, а учителя так и не смогли осознать главного – что у школьников есть потребности, которые, составляют «ядро» их личности, и что эти потребности надо удовлетворять педагогическими средствами, чтобы из них выросли здоровые во всех отношениях люди.

Читайте на Канале «Воз сена» статьи близкого содержания:
Женщинам лучше любить, чем учить;
Математика «сушит» женские мозги;
Интеллектуальное неравенство полов»;
«Не ходите, дети, в школу – будете здоровы!»;
Учительница-мучительница;
Новый «метод полового воспитания»;
Чему не учат в школе;
Педагогическая трагедия;
и др.

Подписываетесь на Канал «Воз сена», где публикуются актуальные статьи о воспитании, школе и семье.