Можно ли объяснить с позиции материализма существование сверхсознания?
Муравьиный эгрегор
Все знают о наличии коллективного разума у общественных насекомых, но лишь меньшая часть «знающих» представляет себе, какой научный смысл заложен в этом выражении. Куда чаще на ум приходят всевозможные эгрегоры (и это парадокс просвещённого XXI столетия, в котором обыватель об эгрегорах знает больше, чем о генетике).
У муравья мозга нет, и, к счастью для нас, развиться он не может в виду отсутствия системы кровообращения. И всё таки сложная нервная система способна давать эволюционные преимущества. Потому муравьи поступили очень креативно, научившись «складывать в кучу» свои нейроны. У каждого муравья их не так много, но у целой муравьиной семьи набирается предостаточно для того, чтобы освоить сельское хозяйство и военное дело.
Коллективный разум здесь представлен коллективным бессознательным: насекомое не способно осознавать свои действия, но ему это и не нужно. Система инстинктов, врождённых поведенческих программ, жёстко детерминирует его поведение, надёжно интегрируя в довольно сложную общественную среду.
Удивительно, что отдельный муравей или оса совершенно нежизнеспособны. Они неполноценны во всех отношениях. Их выживание напрямую зависит от благополучия всей семьи, каковая и является своего рода полноценной биологической единицей, способной о себе позаботиться.
Материальным носителем коллективного разума в этом случае являются гены, потенциал которых раскрывается соответствующим образом в той или иной отдельно взятой особи. Мы можем сказать, что эволюция муравья — это эволюция «муравьиного разума», представленного их коллективным бессознательным, а отдельно взятая особь служит лишь для хранения, передачи и эволюции небольшой его части.
Коллективное сознание
Это может показаться удивительным, но человек в своём развитии идёт принципиально тем же путём, с той лишь разницей, что помимо коллективного бессознательного, нам присуще и коллективное сознание, которые вкупе образуют коллективный разум.
История эволюции человечества — это история эволюции сознания. В отличие от муравьёв, мы получили возможность в своей черепной коробке собрать достаточно нейронов, чтобы создать феномен сознания. Сознание целой популяции людей породило культурное пространство, благодаря чему мы стали учиться не только на своих ошибках, но и на ошибках других. Именно культура, накапливая опыт человечества, резко ускорила эволюцию самого сознания, способствуя усложнению нашей жизни.
И сегодня мы с уверенностью можем заявить, что сознание не даётся нам от рождения. От рождения у нас есть лишь потенциал, который должен быть раскрыт соответствующей социальной средой. Мозг человека — это своего рода носитель, на который «пишется» сознание через обучение.
Удивительно то, что культурное пространство человечества на сегодняшний день столь велико, что интеллектуальных и даже биологических возможностей индивидуума не хватит, чтобы вместить в себя весь накопленный опыт. Поэтому происходит естественное перераспределение знаний и навыков. Это перераспределение и можно с определёнными допущениями назвать коллективным сознанием — стихийно сложившийся и самовоспроизводящийся феномен. А сохраняется и воспроизводится этот коллективный разум с помощью отдельных носителей, которыми мы и являемся.
Но, что ещё более важно, — с нашей помощью он эволюционирует.
Эволюционная задача
Во многих эзотерических учениях Востока есть представление о Вселенском Разуме, который развивается с помощью опыта, приобретаемого людьми. Поразительно то, что подобное понимание жизни не вступает в противоречие с материалистическими воззрениями на природу.
Каждый из нас — это личность. Но задумывались ли вы над тем, что самосознание человека — это лишь адаптивная иллюзия, позволяющая ему выживать и эффективно тиражировать свои гены в социально сложной среде? Биологическая эволюция имеет свои законы, и, согласно им, выживание отдельно взятой особи не так уж и важно в сравнении с выживанием популяции. Другими словами, мы сколько угодно можем сами себя убеждать в том, что мы уникальны и чрезвычайно важны для Вселенной, но это будет сравнимо с тем, как листочек на дереве пытается убедить себя в своей исключительности.
Человек — часть человечества, а человечество — часть природы. И это важно учитывать тогда, когда мы пытаемся философствовать по поводу своей исключительности. Жизнь отдельно взятого человека — ничто в сравнении с жизнью всего человечества. Но значит ли это то, что мы «не нужны» коллективному сознанию?
Каким бы ни был человек, какую бы жизнь он ни вёл — он приобретет опыт, становящийся культурным достоянием всего человечества. Оценивая этот опыт другие люди оказываются способными учиться на чужих ошибках, через это ускоряя собственное развитие. Так эволюция индивидуального сознания становится частью эволюции сознания коллективного, подобно тому, как воды родника становятся частью речных вод.
А, как известно, у эволюции нет конечной цели, есть лишь направление движения. И направление нашего движения более чем очевидно, ибо развитие сознания — вот вся история человечества. А это значит, что идём мы в сторону Нового Сознания, более совершенного чем то, которым обладаем сегодня мы. В его становлении и заключается наша эволюционная задача.
Рудияр
Статьи по теме:
Муравейник будущего, или общество в котором нам предстоит жить
Осознанный труд, или как из обезьяны превратиться в человека
Цель в жизни, дарованная природой