Порой, когда читаешь о достижениях древних цивилизаций, задаешься вопросом, что случилось? Почему такие развитые цивилизации, которые смогли ввести в математику идею нуля, создать современную систему счисления, описать арифметику отрицательных чисел, вдруг стали отсталыми странам третьего мира? Что-то из того, что они сделали сохранилось, но многое пришлось открывать заново и это огромный скачок назад в развитии науки.
Но что поделаешь, история развивалась именно так. И иногда всё возвращается. Если вы еще не поняли, то сегодня мы говорим о математике из Индии. Ему удалось вернуть этой стране хотя бы часть былой славы.
Как во временном, так и в пространственном отношении Рамануджан родился далеко от мест, в которых можно было развить его математический талант или хотя бы получить достойное образование. Но его это не остановило и он изучал математику, получая данные из весьма скудных источников. Поэтому некоторые уже известные факты и формулы ему пришлось открывать самому.
Когда ему попалась книга Джорджа Шубриджа Карра «Сборник элементарных результатов чистой и прикладной математики», это стало огромным скачком в его развитии. В ней содержалось несколько тысяч теорем и математических формул без доказательств. И долгое время Рамануджан занимался их выводом, я думаю, это было подлинное наслаждение для него.
После окончания школы в 1904 году он поступает в университет, но отношения с учебой не сложились. Все свое время он посвящал собственным математическим исследованиям, не выполняя заданий, в результате его исключили. Долгие годы бедности и скитаний закончились, когда он встретился с Рамачандра Рао. Он признал талант юного математика и обеспечил его работой, которая могла кормить Рамануджана, но не отнимала много времени.
Наконец, в 1913 году Рамануджан решил показать результаты своей работы миру, и отправил письмо известному к тому времени математику Годфри Харди.
Харди смог оценить гений Рамануджана и способствовал улучшению материального состояния индийского математика, но его основной задачей было перевести того в Англию. Как для пользы самого Рамануджана, так и для всей математики. К сожалению, мать долго противилась отъезду сына в Англию, но в 1914 году она сдалась и Рамануджан был зачислен в колледж Св. Троицы.
В течение трех лет он активно работал в Кембридже в сотрудничестве с Харди за это время были изданы многие его работы. Но в 1917 году он заболел и активную работу пришлось приостановить. После длительного лечения и отдыха, в 1918 году он достаточно поправился, чтобы продолжать работу. В этом же году он был избран в члены Английской академии наук и профессором Кембриджского университета. Рамануджан стал первым индийским математиком, кто удостоился этой чести.
Вскоре он получил предложение о работе от университета на Родине в Мадрасе. И решил отправиться домой, чтобы повидать семью. К сожалению его физическое состояние было слишком слабым, а долгая дорога окончательна подорвала его силы. Несколько месяцев он продолжал работать, отказываясь от лечения. В в 1920 году его жизнь оборвалась.
Это стало трагедией и шоком для всех кто его знал. После смерти Рамануджана, его коллеги занялись анализом его работ, с целью выяснить, как он пришел к своим результатам, но многое так и осталось неизвестным.
Несмотря на то, что работы Рамануджана касались только весьма узких сфер математики, его гений был признан. И неизвестно, чего он бы мог достичь, если бы не умер так рано, или получив более полное образование.
Мне кажется история его жизни очень показательна для всех кто занимается преподаванием. Ведь именно система образования долгое время не давала возможность Рамануджану раскрыть свой талант в полной мере. Хотя по идеи, должно быть наоборот.