Найти в Дзене
Война и Мир

Эволюция конфликтов. Часть 3.

Признание Римской империей государств и народов, находящихся вне орбиты ее влияния, при всем ее стремлении к гегемонии, говорило о том, что мир не представляет собой политического единства. Это прямо противоречит греческой идее космополиса, где города - государства и острова-государства представляли собой скорее группы людей, проживающих в одном месте, чем государства в строгом смысле этого слова. Грекам чужда идея государственного суверенитета. У Фукидида войны происходят между «афинянами» и «лакедомонянами», а не между Афинами и Спартой. В Риме уже во времена Республики идея гражданства и обязанность защищать государство считались священными. Рим не меньше греческих государств являлся сторонником Realpolitik, но при этом, осознавая собственное величие и одновременно хрупкость, он использовал им же созданные правовые механизмы не только для завоевания, но и для обретения лояльности и удержания завоеванных провинций. Огромные размеры Римской империи, заметно ухудшившееся положение рабо
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/08/20/16/17/god-the-father-2662308_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/08/20/16/17/god-the-father-2662308_1280.jpg

Признание Римской империей государств и народов, находящихся вне орбиты ее влияния, при всем ее стремлении к гегемонии, говорило о том, что мир не представляет собой политического единства. Это прямо противоречит греческой идее космополиса, где города - государства и острова-государства представляли собой скорее группы людей, проживающих в одном месте, чем государства в строгом смысле этого слова. Грекам чужда идея государственного суверенитета. У Фукидида войны происходят между «афинянами» и «лакедомонянами», а не между Афинами и Спартой. В Риме уже во времена Республики идея гражданства и обязанность защищать государство считались священными. Рим не меньше греческих государств являлся сторонником Realpolitik, но при этом, осознавая собственное величие и одновременно хрупкость, он использовал им же созданные правовые механизмы не только для завоевания, но и для обретения лояльности и удержания завоеванных провинций.

Огромные размеры Римской империи, заметно ухудшившееся положение рабов, распространение христианства, а главное, усилившиеся набеги варваров под давлением других, более отдаленных народов со времен Маркоманской войны (160 - 180 гг. н. э.) ввергли древнеримское государство в бесконечную череду войн и конфликтов, приведших ее к упадку и окончательному краху в V в. Крушение Римской империи сопровождалось масштабными социально-политическими катаклизмами, ознаменовавшими собой переход к Средневековью. Христианское мировоззрение, на многие века предопределившее развитие Западной философской и политической мысли, сформировало собственные взгляды на природу международных отношений и роль конфликтов (прежде всего, войн) во взаимодействиях людей внутри христианского мира и в его контактах с другими средневековыми цивилизациями.

Раннее христианство, стремившееся во всем следовать каноническим основам учения Иисуса Христа, проповедовало идею всеобщего отказа от насилия даже в качестве реакции на агрессию. Евангелие от Матфея [5, 44] или Послание Апостола Павла к ефесянам [6, 23] являлись авторитетными источниками по этому вопросу. Исключением можно считать лишь Откровение Иоанна Богослова: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и я получил власть от отца Моего». Видимо этим и некоторыми другими местами из Нового Завета руководствовался один из раннехристианских богословов Амвросий Медиоланский (334 – 397 н. э.). Он признавал возможность участия христиан в войне, если она справедлива, т.е. ведется с варварами.

Ученик Амвросия, крупнейший представитель раннехристианской философии, Блаженный Августин Аврелий (354 - 430) развивал доктрину о справедливой войне в свете своего учения о существовании двух «градов» - Земного и Божьего. Подобный онтологический дуализм восходит к представлениям манихеев и зороастрийцев о добро и зле, как о двух началах бытия, к положению о правильной (идеальной) и извращенных (существующих) формах государственного устройства, к учению стоиков о двух полисах (отдельном полисе — государстве и мировом , космическом полисе). Град Земной представляет собой место пребывания человека после изгнания его из Рая. Первородный грех стал причиной всех страданий и несправедливостей, чинимых людьми по отношению друг к другу. Конфликты и войны, как проявления зла, заключаются в свободной воле человека и ее извращенности: « Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое - это грех, второе — наказание…». Согласно Августину, человек по при роде своей существо общительное, но все земные сообщества - семья, городские общины, государства - постоянно находятся под угрозой, т. к. индивиды, их составляющие, в силу природного эгоизма, а следовательно, естественной склонности к вражде испытывают разобщенность и недоверие друг к другу. В этом смысле все исторические сообщества людей подобны «шайкам разбойников», постоянно находящимся в состоянии войны. Рассуждая о причинах гибели древней Трои и Римской империи, Бл. Августин говорит, что божественное провидение «исправляет и изглаживает войнами испорченные нравы людей». Справедливыми войнами, по мнению Бл. Августина, являются те, которые ведутся при необходимости защищаться от агрессии, войны же «нечестивые» развязываются ради грабежа и славы. Таким образом, «конфликтологический» аспект учения Бл. Августина направлен на оправдание Бога в рамках классической христианской теодицеи: «Все к лучшему в этом лучшем из миров».

Теодицея (фр. théodicée) - изначально от греческого понятия, дословно означающего «оправдание Бога». Общее обозначение богословских и религиозно - философских доктрин, стремящихся согласовать идею «разумного» и «благого» божественного начала с существованием зла.

Продолжение в следующей части.