КИНОРЕЖИССУРА
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ СЦЕНЫ
Чтобы определить выразительность сцены необходимо ответить на вопрос, как она соотносится с эпизодом.
Замысел определяет композицию, выражается в композиционном решении, подчиняет себе все элементы композиции.
Элементы композиции -сцена и эпизод.
Если замысел - это стратегия автора, то сцена и эпизод -
тактические средства для достижения этой стратегии, поэтому от того, как написана сцена или эпизод зависит воплощение автором замысла. Очень важно понять, годится определенная сцена или нет, кинематографична ли она или нет. Если сцена кинематографична, ее невозможно
поставить ни в театре, ни на радио, ее можно поставить только в кино.
КИНЕМАТОГРАФИЧНОСТЬ СЦЕНЫ
Определяется четырьмя главными параметрами:
1. Чувство автора - наличие в сцене авторской воли
В каждой сцене существует отношение автора к тому, что он пытается передать зрителю, изобразить, поведать. Есть отношение к изображаемому через то, «как» это изображаемое показано.
Существует задача о методах и средствах обработки изображения. Наряду с тем, «что» автор показывает, автор хочет передать «как» он к этому «что» сам относится, для того, чтобы зритель это понял, ощутил, почувствовал.
Решается задача малой драматургии, малая драматургия входит в состав большой драматургии.
2. Чувство главного позволяет не закопаться в подробностях, частностях.
Прежде всего заставляет исключить лишнее, позволяет подключить второй план, атмосферу действия.
3. Чувство целого.
4. Чувство ритма. Важное чувство того, что невербальное подчиняет себе все остальное.
Самое главное состоит в том, что ритм сцены диктуется ритмом всего сценария. Он подчинен, но это совсем не значит, что сцена ритмически однородна. Почему? А дело в том, что она соединяет и сочетает в себе внутрикадровый ритм и монтажный ритм сменяющихся планов.
Это ритмически сложная структура.
Ритмический строй присущ любому произведению временного
искусства, определяет объем произведения, жанр, стиль и внутреннюю соразмерность всех составных частей.
Ритм - это есть форма протекания процесса.
Только изменяя ритм, мы можем сделать событие, действие совершенно разным. И в стиле, и в жанре и в смысле.
Ритм как формообразующий элемент определяет и композицию.
Ритм состоит из:
- акцентов и пауз
- разбиение на отрезки
- группировку отрезков
- соотношением по длительности
В соответствие с определением ритма мы можем дать определение композиции.
Композиция - ритмическое соотношение, где кульминация будет высшая эмоциональная точка, взлет страстей.
И в конце концов, можно понять, для остросюжетного фильма, динамичного повествования, сцена должна быть определеннее и конфликтнее прописана (сценическое решение).
Если при написание сцены, слагаемые дают больше чем сумма, то сцена удалась, если нет, то не получилась.
Пример 1:
Элементы рассказа:
- природа
- место действия
- действующие лица - мальчик
- драматический элемент с функцией расставания - поезд
- сообщение по радио не для героев - герои не слышат
- спящий город - как символ страны.
Пример 2:
Пинелли (сценарист), фильм «Дорога»
Море в этом фильме предстает как символ вечности. Это такая штука, рядом с которым ты либо ощущаешь свою беспомощность и ничтожность, либо наоборот, перестаешь ощущать что-либо.
Сцена у моря в начале. Разберем эту сцену.
Поведение персонажей с разных точек зрения. Монтажный подход, монтажная смена сменяющихся точек зрения. Многоточечность - одно из основных свойств сцены.
Мы со стороны наблюдаем разность персонажей (Замапно и
Джельсомина).
Разное отношение при приближении к морю.
- В какой стороне мой дом?, - первая субъективная точка зрения.
Идет чередование субъективных точек зрения.
Происходит столкновение характеров, люди не совпадают по
характерам. Дифференцированность (непохожесть) персонажей дает смысловую соотносительность, возможность каждому
окрасить своим поведением поступок другого персонажа.
Диалог за счет подтекста не объединяет, а разъединяет, для каждого персонажа подтекст свой.
Изменение ритма в действии персонажа дает нам возможность выявить внутреннее состояние персонажа (Зампано начинает медленнее принимать ножные ванны, когда слышит звук трубы, на которой играет она).